«УМЕРЕТЬ ЗА СВОЮ СТРАНУ — ВЕЛИЧАЙШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ…»
Карлен и Айк Акопяны – братья. Карлен участвовал в 44-дневной войне, удерживая позиции вместе со своими однополчанами. Айк погиб 13-ого сентября 2022 года, мужественно отражая атаку противника.
Что бы я ни рассказывал о своем детстве, я должен сказать: я и мой брат, потому что я не могу вспомнить ни одного интересного случая, ни одного эпизода, где бы Айк не был в эпицентре событий. Я был старше его на два года, но эта разница была незаметна, потому что Айк был живее, находчивее, сильнее меня. Мы были противоположностями по темпераменту. Я был слушателем, миролюбивым, замкнутым, Айк был непослушным, озорным, общительным. Я читал, он играл в футбол. У меня был свой мир, он был в постоянном поиске. Расписывал стены, делал глинобитные дома. В отличие от меня, Айк любил быть в центре внимания. Он был на передовой, брал на себя ответственность, принимал решения, преграждал путь выстрелу, защищал окружающих…
Я стал лингвистом, он стал футболистом. Не случайно он выбрал футбол. Команда Эчмиадзина, в которой он играл, однажды стала чемпионом Армении. Айк был крут, полон жизни. Он был добрым, самоотверженным. Он так любил помогать людям и… никогда не просил о помощи, в какой бы трудной ситуации он ни находился. Айк был красивым персонажем…
МЫ УДЕРЖАЛИ ПОЗИЦИЮ
Мы с Айком сошлись в вопросе об армии. Мы были убеждены, что первое крещение человека не за горами. В нашем воображении армия была аккуратной, сплоченной, сильной, несокрушимой. …Я служил в «Егникнер» и редко имел возможность общаться с местными жителями. До войны в течении несколько месяцев я звонил 8-9 раз. Каждый раз Айк говорил: будь бдительным на границе.
… Потом началась война. На второй день войны был сильный удар по нашим позициям. 50 человек сражались против 300 человек. Азербайджанцам удалось незаметно подойти. Они также засыпали ров. Мы, солдатские мальчишки, со своими офицерами попали в рукопашный бой со спецназом «Яшма». То, что мы сделали, было великолепно. Логика требует, чтобы я сказал, что мы одержали сокрушительную победу над азербайджанцами, а я говорю, что мы победили самих себя. Мы словно переродились на поле боя, превратившись в какое-то непобедимое и могучее явление… Наши командиры, ровесники, старшие лейтенанты Тигран Микоян и Артем Егян, с такой искусной тактикой организовали самооборону, что нам пришлось всего трое раненых: два офицера, один контрактник: Ни один солдат не погиб, потому что офицеры рвались вперед, принимали на себя основную тяжесть ударов, спасая солдатам жизни. Я не знаю, сколько из 300 азербайджанцев погибло, но только в нашем окопе осталось 30 трупов… В одном из боев я получил шок. Я потерял сознание, какое-то время ничего не помнил, ничего не слышал. Но меня тут же лечили, как бы меня ни убеждали, в больницу я не пошел.
…Мы удержали свою позицию. Это самая большая гордость в моей жизни.
Меня еще не был демобилизован, когда Айка призвали. Мы служили в разных воинских частях около 6 месяцев.
Когда 13-ого сентября противник атаковал, группа Айка из 7 человек выполняла инженерные работы на границе. На наш отряд из 7 человек пришло от 400 до 500 азербайджанцев, которые усвоили уроки 44-дневной войны. Во время последнего телефонного разговора Айк сказал: «Не бойся, я как-нибудь выберусь, знаешь, брат».
Окруженные мальчишки организовали самооборону и стреляли до конца. Айк стрелял сначала из пулемета, потом из ПК… Потом решили прорвать блокаду. Айк взял на себя ответственность прикрывать мальчиков. Ему пришлось выстрелить азербайджанцам в лицо, чтобы мальчики могли уйти. Только 3 из 7 человек выжили. …Айк так и не присоединился к ребятам, прорвавшим блокаду. Азербайджанский снайпер смертельно ранил его.
Умереть за страну — величайшая добродетель, однажды я скажу своему сыну эти слова. И это будет самое главное, что мой ребенок унаследует от меня.
ГАЯНЕ ПОГОСЯН
Рубрика: #36 (1458) 16.11.2022 - 22.11.2022, Судьбы, В центре внимания