ПРЕДАННОСТЬ
Майор медицинской службы, хирург Владимир Адамян прошел войну.
После окончания военно-медицинского факультета Медицинского университета имени Мхитара Гераци год учился в интернатуре, затем в 2012 году был назначен на службу в Воротанскую воинскую часть сначала врачом, начальником медпункта, затем начальником медицинской службы.
– Медицинская служба нашей воинской части была в отличном состоянии, всегда образцово, когда начальство приезжало на проверки, мы получали высокие оценки, но не занимали первое место просто потому, что здание было нетиповым.
…В дни апрельской войны мы стояли достаточно близко к местам боевых действий, чтобы максимально сократить время эвакуации, оказывали первую помощь раненым, отправляли их в Джраканский госпиталь. Тогда, хотя и было установлено перемирие, противник все равно продолжал стрелять из «Градов» в нашу сторону, — вспоминает военврач.
♦♦♦
2019 году был назначен заведующим хирургическим отделением Джраканской больницы. В Джракане встретил 44-дневную войну.
– Я дежурил, рассвет 27 сентября открылся звуками взрывов. В предыдущие дни напряжение было уже значительным, вблизи границы наблюдались скопления войск противника. Звуки дронов, артиллерийские залпы становились все мощнее. Он отправил жену и двухлетнего ребенка в Ереван и поспешил на место службы.
Военный госпиталь находился всего в нескольких километрах от места боевых действий. Иногда выходили на несколько минут подышать свежим воздухом, и это было как в кино, в жестоком кино: над головами пролетали самолеты, с неба падал поток огня, недалеко шли ожесточенные бои…
Вне госпиталя шла война, внутри шла война, борьба за жизни раненых.
Джракан был в центре боев, поток раненых нарастал.
– Поддержать нас приехали врачи разного профиля, мы сделали, что могли, а потом отправили их в степанакертскую больницу. Было проведено несколько операций одновременно, травмы в основном осколочные, переломы, ожоги…
Все операционные столы были заняты, стабилизируя состояние одного раненого, спешили к другому…
Медперсонал работал с перенапряжением, веки отяжелели от бессонницы, с трудом стояли на ногах, но свою работу делали безупречно: оперировали, перевязывали, обрабатывали рану, даже не заметили, как день потемнел и посветлел. ..
– Сейчас, когда мы оглядываемся назад и анализируем проделанную работу, удивляемся, как мы на самом деле всего этого добились, как мы выдержали, наверное, как наши солдаты…
Военный врач рассказывает о них с нескрываемым восхищением, гордостью и бездонной любовью.
– Наши солдаты были сильными духом, воплощением мужества и отваги. На первый вопрос раненых ребят – я буду жить, доктор? – последовал второй вопрос – когда я вернусь на позиции… Даже раненые тянулись к нам. Кто имел относительно легкую травму или был в состоянии двигаться, пытался как-то помочь.
♦♦♦
Бои становились все более жаркими. Здание госпиталя постоянно сотрясалось от силы ударов различного оружия, их пять раз передвигали, ставили в разных местах.
– Работа врачей в военных и мирных условиях несравнимо различна: в мирных условиях при плановых операциях можно спокойно, без лишнего напряжения осмотреть больного, оценить возможные риски, иначе в военной обстановке. У вас нет времени долго думать и рассуждать – каждая минута решающая, роковая, вы должны уметь максимально быстро сориентироваться, принять правильное решение и оказать грамотную помощь, – подчеркивает военный врач.
Работали без смен, без отдыха, окровавленные, обожженные лица, изувеченные тела… Невероятно сложно все это видеть постоянно, сохранять душевное равновесие и хладнокровно продолжать работу…
– 27 октября, в ночь на мой день рождения, противник устроил “фейерверк”, метнув огненный град. На следующий день, 28 октября, всему нашему медицинскому персоналу дали небольшой отпуск, 3 ноября мы снова вернулись в Арцах, дорога проходила через Шуши, было туманно… Армянский город-крепость остался в тумане в моем воображении…
В кабинете врача нарастает тишина.
О том, что он видел и пережил, военный врач рассказывать не любит, тяжелых воспоминаний много и они подавляют…
После войны он поступил на работу в Сисианскую больницу в качестве заведующего отделением, а затем получил назначение в Ереван.
Ровно через два года после 44-дневной войны, 12 сентября, его отправили в Сисиан на замену одному из врачей, по иронии судьбы, вечер того осеннего дня был сорван вражеской атакой, опять же жертвы и раненые.
«Мы вновь пережили боль и горечь войны», — говорит военный врач, добавляя, что хотя войны никогда не заканчиваются, даже для тех, кто выжил и вернулся…
Сейчас Владимир Адамян заведует хирургическим отделением Ереванского гарнизонного госпиталя.
Его друзья по службе высоко отзываются о хирурге: он предан своему делу, добросовестный, ответственный, пациенты, которых он лечит, дополняют его, он заботливый и отзывчивый врач.
– Я люблю проводить свободное время со своим ребенком, – говорит Владимир в конце нашей беседы, – как бы я ни устал, моя пятилетняя дочь Ксения дает мне силы и энергию, а когда я обнимаю ее, я чувствую, что я обнимаю мир …
АЛИС АЛАВЕРДЯН
Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА
Рубрика: #38 (1460) 30.11.2022 - 6.12.2022, Национальная армия, В центре внимания