Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

КОГДА ЕСТЬ ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕ



КОГДА ЕСТЬ ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕС момента основания в 2021 году в «Реабилитационном центре героев-армян» наши мальчики, получившие ранения во время войн, получают реабилитационное лечение, преодолевают физические ограничения, вызванные травмами, и продолжают прилагать усилия, чтобы снова утвердиться в избранной сфере, а почему бы и нет , чтобы зафиксировать большие успехи. Сегодня мы познакомимся с Тухманюком Мкртчяном, кинезиологом, доцентом института физкультуры, кандидатом педагогических наук, доцентом, который оказывает им неоценимую помощь на этом пути.

Вот уже 14 лет, как кинезиолог Тухманук Мкртчян посвятил себя помощи людям с ограниченными возможностями. В 2008 г. поступил на кафедру кинезиологии Армянского государственного института физической культуры. Вместе с учебой он также работал с детьми-инвалидами и парализованными на общественных началах.

 

– Выбирая профессию кинезиолога, я думал о тех людях, которые даже после успешных операций продолжают лежать в постели или навсегда прикованы к инвалидному креслу. Реабилитационное лечение необходимо таким людям для возвращения к нормальной жизни.

КОГДА ЕСТЬ ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕВ самом начале я очень хотел работать с людьми, перенесшими инсульт. Среди моих знакомых и друзей были такие люди, которым у меня было огромное желание помочь. В то время мне и в голову не могло прийти, что однажды я буду заниматься реабилитационным лечением наших солдат-инвалидов. Мы были государством-победителем, казалось, что война уже в прошлом. Но когда прошли апрельские бои, и в госпитали стали поступать раненые, я совсем по-другому стал подходить к этой своей профессии. Это была уже очень серьезная и важная работа, а также любимая работа, которая осталась для меня таковой и по сей день. При получении другого предложения о работе я отказываюсь, если нет возможности совмещать.

После апрельских боевых действий Тухманук Мкртчян работал в реанимационном отделении Центрального клинического военного госпиталя, а параллельно в госпитале имени Микаеляна, в специальной отдельной палате, куда переводили раненых после выписки из госпиталя. Позже работал в различных реабилитационных центрах. С 2017 года работал с военнослужащими, пострадавшими в апрельских боевых действиях, в реабилитационном центре «Каилмед», а затем в 2021 году в «Реабилитационном центре армянских героев» в должности старшего кинезиолога. 2020 после войны опытный кинезиолог снова оказался в реанимации военного госпиталя, опять же с нашими ранеными парнями.

– Работу с пострадавшими нужно начинать как можно раньше, из реанимации, – подчеркивает кинезиолог, – если, конечно, нет противопоказаний, например, тромбов. Если лечащий врач не видит противопоказаний к реабилитационному лечению, мы начинаем свою работу с пострадавшими. Бывают случаи, когда пострадавший лежит без сознания 7-8 месяцев. Его мышцы нуждаются в питании в это время. В этих случаях выполняем пассивные движения суставами, стараемся привести мышцы в тонус, чтобы восстановить их питание. Без этих работ человек может умереть даже не от полученной им травмы, а от вторичных осложнений, возникающих из-за малоподвижности: пролежней, артрозов в суставах и т. д. Если за это время лечение пациента сочетается с реабилитационным лечением, и он уже приходит в сознание, этап стационарного лечения заканчивается, подобных проблем у нас уже нет, и дальнейшее реабилитационное лечение проводится намного быстрее и эффективнее.

Федерация спорта инвалидов, которая уже несколько лет действует под руководством Саркиса Степаняна и в 2021 году поднимает и дает новую, полноценную жизнь нашим бойцам, получившим тяжелые травмы, основал «Реабилитационный центр армянских героев», и кинезиолог Мкртчян направил свой богатый опыт знаний на работу этого центра. Сейчас он старший кинезиолог центра.

-Сюда заходят на инвалидных колясках, уходят пешком, — с удовлетворением говорит кинезиолог.— В центре проходят реабилитационное лечение военнослужащие с различными проблемами, они тренируются, но основной упор делается на реабилитационное лечение военнослужащих-инвалидов с ампутациями нижних конечностей.

В «Реабилитационном центре армянских героев» работают с ранеными солдатами до тех пор, пока они полностью не выздоровеют и не начнут ходить на костылях или без них.

КОГДА ЕСТЬ ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕ– Проводим первичную, текущую и итоговую оценку их состояния. Они получают протезы, к которым им приходится приспосабливаться. Вместе мы развиваем мышечную систему, которая двигает протезы и поддерживает равновесие тела. На самом деле это очень сложный процесс. — Мы обычно слышим, да, ноги ампутируют. Но есть важные отличия: это одна нога или две, ампутация выше колена или ниже колена?

Во многих случаях одна нога ампутируется ниже колена, а другая выше колена. Это создает дополнительные трудности для пациента и кинезиолога. Людям с ампутацией выше колена особенно сложно адаптироваться к протезам, потому что коленный сустав также отсутствует. Однако, как принято говорить в нашем центре, и это правда, при наличии воли и желания любую проблему можно преодолеть. В дополнение к фактическому реабилитационному лечению мы также готовим наших мальчиков к интеграции в общество, как физически, так и психологически. Некоторых из них мы направляем в основные виды спорта для инвалидов, где многие из них добиваются больших успехов.

Прошло два года после войны. Некоторые наши воины-инвалиды после прохождения реабилитационного лечения приступили к тренировкам, занимаясь тяжелой атлетикой инвалидов, армрестлингом, добились блестящих результатов в соревнованиях различного масштаба. У нас здесь есть чемпионы Европы, участники чемпионатов мира.

…Физическая реабилитация – процесс не односторонний. – Даже нельзя сказать, чьи усилия и настойчивость в этом деле важнее: специалиста или больного. Если инвалид не проявляет воли и желания, только усилия и большое желание лечащего врача не могут принести желаемого результата.

У нас есть ребята, которые сейчас находятся на погранзаставах нашей страны после лечения здесь, и они прекрасно справляются со своей работой, потому что это дело их жизни, и это то, от чего они пытались оправиться. По медицинским показаниям они не должны ходить еще год. Мы общались с ними с самого начала. Чего бы они хотели добиться, для чего они хотят восстановиться и в какие сроки? Наш Левон, который в 2020 году является участником войны, но тогда не был ранен, в 2021 году получил тяжелое ранение.

Одна часть лучезапястной кости отсутствует, бедренная кость раздроблена. Однако он очень быстро поправился. Кости в этой части руки все еще нет, но он может сделать 15 подтягиваний на вращающемся перекладине. У нас много случаев, которые противоречат медицинскому опыту. Бедренные кости одной из ног Левона были раздроблены, мышцы также повреждены, колено вообще не двигалось, и теперь он уже полноценно ходит. Он говорил: «Я хочу занять огневую позицию этой рукой, мне нужно уметь сгибать колено вот так». Его настойчивые усилия окупились. Наш Левон сейчас на передовой…

Раньше, если бы мы увидели, что человек с ампутацией обеих ног выше колена может ходить без трости, мы бы удивились. А тут мы это каждый день видим, и наши пацаны ходят на обычных протезах без электронного коленного сустава. Это уже удивительный факт. Во время войны у нашего Артура Карапетяна была ампутация ноги, потеря слуха на одно ухо и травма плечевого пояса. Его отправили на реабилитацию, после чего через несколько месяцев ему должны были сделать операцию на лопатке. Он не мог даже стакан держать этой рукой, а после прохождения реабилитационных процедур сейчас выполняет упражнения с отягощением до 35 кг на тренажере. Поднимает руку над головой, этой рукой ведет машину. Когда его врачи увидели результаты, которых он добился, они отменили операцию, поскольку предполагали, что операция позволит достичь результата, которого он уже добился с помощью реабилитационного лечения. Затем Артур поступил в магистратуру по адаптивным видам спорта в Институт физической культуры. Кстати, 26 числа у него защита магистерской диссертации.

КОГДА ЕСТЬ ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕАйк Арутюнян был солдатом-срочником во время 44-дневной войны. Из отряда из 40 человек он единственный чудом выжил. Получил серьезную травму позвоночника, несовместимую с ходьбой. Много исследований провести не удалось. У него все еще есть много фрагментов в его теле, один из которых встроен в его спинной мозг. Когда он пришел в наш центр, первое, что он спросил, было: «Я буду ходить?» В нескольких медицинских учреждениях ему сказали, что он никогда не сможет встать, тем более ходить. Поэтапно, учитывая его физическое и психологическое состояние, мы работали с ним в команде. В результате Айк стал выполнять такие движения, на которые сейчас возлагают большие надежды.

Наконец, благодаря различным упражнениям, в том числе с помощью специальных фиксаторов, начал ходить с ходунками. У нас есть специальная процедура для таких случаев. Помимо ежедневной 45-минутной работы мы также выполняем дополнительную работу. Приехав домой и отдохнув, он посещает центр во второй раз и продолжает занятия. Здесь мы имеем специальные тренажеры, создающие имитацию ходьбы, и человек уже способен представить в уме свои шаги, а также реально выполнять суставные движения с помощью рук, приводя в движение соответствующие группы мышц.

Айк теперь может преодолевать определенные участки, идя с ходунком. Он даже пробует ходить с тростью, и это действительно впечатляющий результат.

Некоторые из наших мальчиков, лечившихся здесь, выбрали путь спорта. Здесь они решают, каким видом спорта они хотят заниматься. Для этого есть все условия: рампа, груз, гравитационное оборудование и многое другое. Все тренажеры адаптированы к их конкретным потребностям.

Эти упражнения может использовать ветеран-инвалид с любым видом ампутации. Инвалидный спорт относится к адаптивным видам спорта. Здесь все заточено так, чтобы максимально интегрировать наших военнослужащих. Как я уже говорил, в реабилитационном центре мы занимаемся не только физической реабилитацией, но и вопросами социальной интеграции. Сегодня большинство мальчиков уже учатся в вузах, занимаются научной работой. Некоторые из них интересуются программированием и выбрали именно это направление.

Мальчики проходят около 8-10 реабилитационных процедур за один день. За годы работы здесь Тухманюк провел тысячи процедур, чтобы поставить мальчиков на ноги. Для этих воинов физической подготовки кинезиолог считает силу воли и решимость наиболее важными качествами.

– На самом деле это очень сложно и требуется много усилий от этих людей. И физически, и психологически сложно ко всему этому приспособиться. Если бы у вас не было силы воли, внутреннего драйва, цели, мотивации, вы бы не смогли добиться результатов. Так что, в первую очередь, мы работаем в этом направлении. Мальчики должны полностью осознавать свои жизненные приоритеты, уметь понимать, к чему они стремятся.

Нравится нам это или нет, но мы также берем на себя роль психолога, потому что быть психологом — большая часть работы. Вы не можете сделать мышцу достаточно сильной, чтобы она функционировала, только за счет механической работы.

Наша беседа с Тухмануком Мкртчяном происходила прямо в зале кинезотерапии «Реабилитационного центра армянских героев», и он постоянно наблюдал за лечившимися мальчиками, направляя их, оттачивая движения, давая советы.

– Он работал с каждым моим мускулом в отдельности, – говорит Айк Степанян, подполковник армии запаса, в прошлом оперуполномоченный, который, ампутировав обе ноги выше колена, теперь делает твердые шаги на своих железных ногах, и успешен в международных соревнованиях по рукопашному бою.- Замечательный специалист. Тухманук – хороший человек.

– Тухманюк доволен каждым нашим шагом, – говорит Камо Карапетян. Камо родом из Степанакерта. Как только началась 44-дневная война, он пошел добровольцем защищать свою семью и Родину.- Вы чувствуете, что ваш доктор от всего сердца хочет помочь, и сами стараетесь сделать все возможное.

КОГДА ЕСТЬ ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕВ первый же день, когда я с Саргисом в инвалидной коляске зашел в этот спортзал, я встретил Тухманука, он мне сказал: «Завтра ты придешь без инвалидной коляски». Ну, говорит, значит, доктор что-то знает. На следующий день я попытался встать на костылях. Сейчас я уже добился больших результатов в реабилитационном лечении, особенно благодаря усилиям Тухманука.

– Мне сказали, что я должен раз и навсегда привыкнуть к инвалидной коляске…, – говорит Айк Арутюнян. Он проявил невероятную волю к жизни после ранения, когда даже врачи не верили, что это возможно… И теперь он проявляет сильную волю к выздоровлению и прилагает сверхчеловеческие усилия.- Встреча со Степаняном Саргсом, видя сильного человека, который живет одной рукой, на двух железных ногах…

А у меня две руки и две ноги. Как я мог отступить? Я приехал, познакомился с Тухмануком, более подробно ознакомился со своими проблемами. Первыми словами Пухманука были: «Мы постараемся сделать все, чтобы вы ходили. Мы сделаем все возможное, остальное сделаете вы». И вот спустя несколько месяцев я уже хожу с ходунками. Пухманук относился ко мне как к близкому брату. Самое главное для него — это наши результаты, которые помогут нам снова встать на ноги. Я должен идти.

У каждого из этих мальчиков, которые заново учатся жить полноценной жизнью в центре, есть своя история, достойная уважения, почета и примера. Мы познакомимся с ними более подробно в другой статье. А пока, прежде чем попрощаться с Тухмануком Мкртчяном, прошу: «Что для вас значит эта профессия?»

– Сейчас, как никогда, мы должны быть преданы своей Родине, каждый из нас в своем деле, стараться укрепить и укрепить ее еще больше, чем мы можем. Моя работа – это, прежде всего, мой долг перед Родиной, перед этими мальчишками, которые не потеряли ноги, а сознательно пожертвовали Родине. Это мой долг и обязательство перед парнями снова стоять на своем.

 

Кнар Тадевосян

Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА

Рубрика: #41 (1463) 21.12.2022 - 27.12.2022, Армия и общество, В центре внимания


27/12/2022