ЗДЕСЬ СЫН ЗАМЕНЯЕТ ОТЦА, ВНУК-ДЕДА
Эта переписка посвящена приграничной общине Ттуджур, ее героическим жителям, которые, не отступая перед многочисленными трудностями и опасностями, живут, созидают родную колыбель.
В очередную смену папа вместе с другими мужиками села поднимется на позиции, а в детский сад, уставшие от игры, войдут в беззаботный сон дети, крепко обняв их детские мечты… И потом ребята попытаются для придания еще большей серьезности своим разговорам процитировать истории вернувшихся с смены отцов, приблизив в воображении свой час быть защитниками Отечества.
Сережа Сарибекян-герой их дома, образец мужчины для двух подрастающих девушек. Срочная служба прошла в армии обороны, на передовой Джракана:
Понял, что военная служба моя, и после возвращения на родину решил перейти на контрактную службу, – так началась наша беседа с Сережой Сарибекяном, брат которого Ваграм тоже контрактник и в данный момент находится на боевом дежурстве.
***
Левон Саакян двенадцать лет служит на передовой. В 2020 году их подразделение поддерживало силы обороны Карвачара. После войны он с большей ответственностью носит звание защитника Отечества, всегда готов в случае необходимости прийти на помощь там, где она будет нуждаться.
Боевой дух личного состава очень высок, готов дать достойный отпор любому посягательству, – заверяет опытный контрактник.
***
Давит с нескрываемой гордостью рассказывает, что его отец участвовал в боях за оборону Шуши и сейчас находится на передовой:
– Живем очень близко к границе и видим, насколько важна военная служба, боевое дежурство, которое неустанно осуществляют наши отцы и деды.:
Отец Давита на боевом посту заменяет отца своего одноклассника Хачатура. Хачатур приглашает нас к себе домой, чтобы мы лично познакомились со своим отцом-дозорником Аликом.
Алик спустился с боевых позиций несколько часов. В ближайшие несколько дней он будет с семьей, а потом снова пойдет на замену друзьям.
Мы говорим о том, что происходит за столом.:
Защита Родины для нас-приоритет, честь, а быть в окопе-достоинство”, – говорит Алик:
Во время его отсутствия все заботы семьи остаются на плечах жены Армине. Хачатур помогает матери чем может, конечно, только после окончания занятий в музыкальной школе. Армине делится с нами своими материнскими мечтами.
– Хачатур окончит музыкальную школу, получит высшее музыкальное образование, станет известным дудукистом… Что есть, это тоже форма патриотизма.
Сидя за столом, Хачатур упрекает свою мать юношеским упреком. Алик молча улыбается, отец и сын понимают друг друга: Хачатур прежде всего должен защищать Родину, а большие сцены мира будут ждать.
Здесь, на границе, таков порядок: сын заменяет отца, внук-деда, чтобы из поколения в поколение передавались легенды о Ттуджре, истории о разбитом часе и набегах монголо-татар, чтобы новая сельская церковь вдруг в рассказах грядущих дней вновь не вспоминалась горькими воспоминаниями, чтобы вера не утратила своей силы, чтобы армянская земля оставалась армянской.
***
Еще с древнейших времен в Ттуджре жили только и только армяне, историческим свидетельством чего является церковь, построенная в 11 веке в восточной части села. А первые окопы вырыли в далеком 88-м, когда еще не было регулярной армии. Мужчины села, сменяя друг друга, охраняли границу, – вспоминает учитель истории школы Артавазд Торосян, который тогда был председателем сельсовета:
***
Истории устарели со старых времен, но как бы настолько новы, как в наши дни, как будто ничего не изменилось. Стая овец, натыкаясь на склоны снежной горы, спускается, добирается до деревни. Хозяин дома отделяет свой скот от обочины, и коза и овца, смешанные вместе, катятся к сараю. Левон издает глубокий вздох: и сегодня прошло. Потом маленькими шагами входит в дом, умещается рядом с женой, и вновь с каждым вечерним днем супруги Баляны молча переживают свое горе. Их младший сын Жирайр погиб в Шуши.
– Мой Жирайр с детства мечтал стать фидаином. Он сделал винтовку и автомат из дерева. На большинстве фото Жирайр со своим самодельным оружием. Как только началась война, он и его брат Севак спорили о том, кому идти, а кому оставаться.
А мой Севак возражал, что правильным было бы его уехать, поскольку он старший, а также опытный, – вспоминает мать героя наших дней Анаит Балян:
В контрактном батальоне служит старший брат Жирайра Севак, который и сейчас находится на передовой. Он сказал друзьям, что Севака ждет дочь, и вдруг не случится так, что малыш вырастет без отца.
Отец мальчиков Левон был на передовой с 88-го и оставался в горах села до тех пор, пока ситуация не успокоилась, потом уже выросли сыновья, и когда изъявили желание приступить к контрактной службе, Левон благословил сыновей, пожелал им хорошей службы. Сын участвовал в боях по защите Карвачара, несколько дней вернулся домой, затем снова уехал в Арцах, на этот раз в Шуши.
Судьба это или сознательный выбор, знал только сам Жирайр. Хачатур будет выбирать, станет ли он дудукистом или родным защитником, а может быть, действительно есть провидение, и Мариам четко решила, что она станет журналистом. Старшие сказали, что она должна хорошо учиться, сейчас она еще учится, чтобы приехать в Ереван и поступить в университет, изучать журналистику, а пока мы договорились, что напишем о ее родине, пограничном Ттуджуре и о его жителях, охраняющих границу, пока Мариам не подрастет и не расскажет о своей деревне, застрявшей клином между войной и миром, и об их отцах, братьях и друзьях, которые каждый день становятся героями. О тех, кто никогда даже не думал, что они настоящие герои.
НАИРА АМБАРЦУМЯН
Рубрика: #10 (1475) 15.03.2023 - 21.03.2023, Духовно-Культурная, В центре внимания