ЛЕЗГИНЫ: ЗАВЕТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
На брюссельском форуме, посвященном конфликтам на Южном Кавказе (см. «Ай зинвор» # 7, стр.15), талышские общественно-политические деятели подняли вопрос о полной независимости Талышстана, считая, что требование об автономии в составе Азербайджанской Республики более не является актуальным…
Организованные Европарламентом обсуждения еще раз подтвердили, что талышское движение может сыграть роль своеобразного «локомотива» для других коренных народов, населяющих Азербайджан.
Часть полиэтнического населения Азербайджана составляют коренные народы – имеющие иранское происхождение талыши, кавказские персы (таты), курды и каваказские народы – лезгины, аварцы, табасаранцы, рутулы, цахуры, агулы и другие. В этой группе кавказских народов большинство составляют именно лезгины – около 364.000, затем идут аварцы – 60-65.000, цахуры – 55-60.000, рутулы – ок.50.000 и др. Вообще, из коренных национальных меньшинств, населяющих Азербайджан, самым крупным, политически зрелым и активным являются талыши – 2.5 млн. человек. Свидетельства о том, что лезгины жили на этой территории еще с ранних времен, находим в армянских и грузинских источниках еще 5-го века, в которых лезгины именуются леками. Информацию о них находим также в арабско-персидских источниках, где они упоминаются как народ аль-лакзия.
Во второй половине 18-го века, после распада созданной Надир-шахом империи, в Восточном Закавказье появились несколько полунезависимых княжеств – ханства и султанаты, и в их числе – ханства Дербента и Хубы, с преобладающим лезгинским населением. Об этом интересные данные приводит русский путешественник, натуралист и этнограф 19-го века Николай Зейдлиц. «…они (лезгины-А.В.) жили на правом берегу реки Самур, занимая обширные территории, прилегающие к Кавказскому хребту и достигающие вплоть до Каспийского моря ». Впоследствии ханство Хубы вошло в состав Бакинской губернии в качестве одноименного уезда, который в 1918г., наряду с другими территориями, такими как армянские Нахичеван и Арцах (Нагорный Карабах), был просто подарен советским режимом никогда до этого не существовавшей новообразованной республике под названием «Азербайджан».
С первого же дня своего создания проблему отсутствия национальной идентичности Азербайджанская Республика пыталась решить за счет ассимиляции населяюших ее территорию коренных народов – посредством многолетнего давления и репрессий, сфальсифицированных демографических данных и подобных подлогов. Ярким примером этого являются результаты переписи населения, проведенной в разные годы в Бакинском ханстве и Азербайджане, когда параллельно с формированием «азербайджанского социума» видим алогичные данные по численности лезгинского населения, не выдерживающие никакой критики. Так, в 1897 г., согласно официальным данным, численность лезгин составляла 63.670 человек, а в 1926 г. удивительным образом становится 37.270, т.е. уменьшается почти вдвое.
Во время следующей переписи населения «чудесным образом» численность лезгин вырастает вдвое и далее постоянно в том же духе. Подобные цифры, лишенные всякой логики, свидетельствуют о формальном характере переписи в Азербайджане и очевидной тенденции ассимиляции коренных народов, проживающих на его территории. О численности лезгин в Азербайджане более или менее ясное представление можно составить по российской энциклопедии «Этнолог» – около 364.000. Согласно лезгинским источникам, их численность колеблется в пределах 600-800.000 человек. Очевидно, что официальные данные Российской империи 1897 г. и нынешние данные самих лезгин более правдоподобны. И здесь также надо учесть достаточно высокий уровень рождаемости среди лезгин.
Если в Дагестане лезгины говорят на родном языке, сохранили свое национальное самосознание, культуру, письменность и литературу, не подвергаются гонениям на национальной почве, то их положение в Азербайджане совершенно иное, где помимо давления на национальной почве со стороны официального Баку, царит пренебрежительное отношение к лезгинам, они не имеют минимальных возможностей для сохранения своей национальной идентичности, и даже не могут заниматься бизнесом.
Иначе говоря, быть лезгином в Азебайджане – «грех». И мир закрывает глаза на подобные проблемы. Следовательно, лезгинам ничего не остается делать, как, сконцентрировав собственные силы, защищать национальность, собственный язык, письменность и литературу…
После распада Советского Союза и обретения независимости Азербайджаном в этой стране политика ассимиляции коренных народов начала набирать обороты, в ответ на что в 1992 г. лезгины создали национальный центр «Самур», организацию «Движение освобождения Лезгистана» и др. И хотя указанные организации имеют некоторую идеологическую разницу, тем не менее, их всех объединяет конечная цель – сбросить азербайджанское иго и создать независимый Лезгистан.
Лезгины, традиционно более компактно проживающие в Гусаре, Хубе, Хачмазе, Исмаили, Шекинском, Бакинском и Сумгаитском районах и составляющие большинство в этих районах, все более и более часто организуют митинги и шествия гражданского неповиновения против политики властей Азербайджана.
Так, в марте 2012 г. огромные демонстрации лезгин прошли в Хубе, ставшими известными в мире как «Хубинский кризис».
Вместе с тем надо отметить,что несмотря на то, что лезгины имеют национальные организации, тем не менее они, в отличие от тех же талышей, были более подвержены политике ассимиляции Азербайджана и пока не имеют той степень зрелости идеологической и политической борьбы, которая характерна для талышей. Вот почему мы посчитали нужным подчеркнуть в начале данной статьи, что талыши могут сыграть роль «локомотива» для национальных и политических претензий других коренных народов Азербайджана.
Над такими мини-империями как Азербайджан сегодня талыши развевают знамя независимости, и недалек тот день, когда это знамя поднимут и другие национальности – таты, лезгины…
АГАРОН ВАРДАНЯН
аспирант кафедры ирановедения ЕГУ