ПРО МОЕГО ДЕДА, КОТОРОГО ВЫКУПИЛИ ОСМАНСКОЙ ЗОЛОТОЙ МОНЕТОЙ
Каждый из нас является наследником грустных и болезненных страниц нашей истории, и Ливан имеет свою долю в этих страницах.
Много веков назад армянский царь Тигран владел Ливаном, но спустя века народ того великого царя ступил на эту землю, как мигрант, переживший пытки и преследования. Однако никогда не просил милостыню и своим трудом встал на ноги, стал любим и уважаем со стороны местного населения. Тысячи сирот тоже нашли кров на этой земле, в Джибиле, в приюте для сирот “Птичье гнездо” датской миссионерки Марии Якубсон и в других приютах.
И вот я в Ливане, в доме, где жили мой дед и ее двоюродная сестра, Сара Хатун, слово которой было законом и для родственников, и для жилого квартала. Она уже в 16-18 лет успела почувствовать боль потери мужа и ребенка, потеряла всю семью, спаслись только она и ее две двоюродные сестры – Мариам и Тамам. Они через Дер-Зор достигли Сирии. Там Сара хатун искала своего братика, 10-летнего Саркиса – единственного выжившего из своих пятерых погибших братьев. Наконец она находит его у курдов и выкупает единственного наследника своего рода за одну османскую золотую монету и заботится о нем, как мать.
Скоро Сара выходит замуж за Назара Ага и имеет две дочери – Мари и Трванда. Вот они мне и рассказали всю эту историю. Саркис женится, имеет троих дочерей и сына, Арутюна, моего отца, который был воскресением всего рода. Однако наступает 1946 год. Саркис решает всей семьей переехать в Советскую Армению. Моему отцу тогда было 12 лет и он несколько раз убегает к тете Саре, не хочет ехать, но она говорит: “Езжай, сынок, нет ничего слаще родины!”
АНАИТ КИРАДЖЯН
Рубрика: #18 (1087) 14.05.2015 – 20.05.2015, Судьбы, Новости, В центре внимания, Страницы истории