ПО СЛЕДАМ ОДНОГО ПОДВИГА
Они погибли во имя Родины: братство, освященное кровью
Воронежский журналист Валентин Котюх обратился к нам с просьбой – предоставить данные о летчике, командире истребителя, младшем лейтенанте Артюше Оганджаняне, который героически погиб вблизи Воронежа 8 июля 1942г., направив свой горящий самолет в скопление вражеских танков. Ему было всего 25 лет. За свой подвиг он был посмертно награжден орденом Красного знамени.
Дело в том, что в связи с 100-летием военно-воздушных сил РФ, в Воронеже, на улице, носящей имя героя, будет помещена мемориальная доска, и журналисту требовались биографические данные героя.
Мы нашли родственников Оганджаняна, связали с журналистом Котюхом, и вскоре на сайте communa.ru появилась следующая статья.
Подготовила Кнар Тадевосян
Они защищали Родину. Оганджан – огненная душа
Валентин Котюх
председатель Воронежского реготделения ООПО «ВСС М.Т. Калашникова»
В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались 600 тысяч армян. Это половина от всего населения солнечной Армении в те годы. Многие посланцы этого народа отдали жизни в битве за Воронеж.
Вечным сном в воронежской земле спят младшие сержанты Гурген Геворкян, Ваган Сафарьян и сержант Агабек Погосян из 303-й стрелковой дивизии.
Убиты в бою за Чижовский плацдарм красноармейцы Амаяк Конинян из 14-й танковой бригады, Арам Амирьян и Акоб Матевосьян – из 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии. Вместе с воинами других национальностей здесь покоится прах воинов из 100-й стрелковой дивизии командира взвода лейтенанта Патвакана Алиханьяна и сержанта Манука Шадуяна. Отстаивая Чижовку, был смертельно ранен вражеской пулей Ахия Курихван. Он служил в 16-й истребительной бригаде.
Осколок вражеской мины пробил сердце курсанту отдельного учебного батальона 107-й стрелковой дивизии Артавазду Асатряну у села Подгорное.
Навечно вписали свои имена в летопись боев за воронежский край командир 174-й стрелковой дивизии полковник Сергей Исаевич Карапетян. Под его руководством солдаты дивизии освободили от фашистов левый берег Дона у Петропавловки, захватили и удерживали Коротоякский плацдарм. За месяц боев на плацдарме солдаты Карапетяна разгромили 4-ю и 12-ю пехотные дивизии венгров и основательно потрепали 336-ю пехотную дивизию немцев В упорных боях дивизия завоевала право быть 46-й гвардейской дивизией.
7-я рота 41-го пограничного полка НКВД под командованием старшего лейтенанта Гайка Балаяна семь дней защищала Чернавский мост. Фашисты бросали против солдат танки, бомбили с воздуха, обстреливали артиллерийским и минометным огнем, но они не пропустили неприятеля. Здесь у моста погиб красноармеец Сурен Маркарян. Когда выбыл из строя командир батальона, командир роты Балаян принял на себя командование вторым батальоном.
10 июля 1942 года заместитель командира роты Михран Хачикян с группой бойцов, находясь в разведке в районе СХИ, попал в окружение. В последние минуты жизни перед атакой он написал в донесении: «Нахожусь в окружении, если буду убит, считайте меня коммунистом». Горстке бойцов младший лейтенант Хачикян скомандовал: «Вперед – за окончательный разгром немецких варваров, за победу нашего правого дела!» И повел красноармейцев на прорыв. Решительный удар дал возможность солдатам выйти к своим, но сам командир погиб.
В городе Борисоглебске покоится прах летчика-истребителя Героя Советского Союза Сергея Авдеевича Бурназяна. А в Землянске похоронен экипаж Артюши Оганджаняна, повторивший подвиг капитана Гастелло.
Внук генерал-майора С.И. Карапетяна Сергей Ремович Карапетян и корреспондент газеты «Ай Зинвор» Кнар Тадевосян помогли разыскать родственников Артюши. Сейчас в Ереване проживают сын старшей сестры младшего лейтенанта Оганджаняна, Авагян Артур Вараздатович, и его дочь Наталья. Они помогли восстановить биографию героя.
Мама Дашо (по-армянски – Джхуи) Григорьевна и отец Оганджан Оганджанян (на фотографии они в центре) проживали в городе Карс, который входил в те годы в Российскую империю. Здесь в 1914 году у них родилась дочь Шохакат (Александра), в 1917 году появился на свет Арутюн (Артюша), в 1921-м – младший сын Геворг.
16 марта 1921 года между Советской Россией и Турцией был подписан Московский договор, согласно которому к Турции отходили город Карс, Игдыр и Ардаган. В договоре было записано, что каждый житель этих городов имеет право свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи и свое имущество. Семья Оганджанян, боясь насильственной исламизации и физического уничтожения, уезжает сначала в Александополь (Гюмри), и лишь после землетрясения 1926 года переезжает в город Ереван. Здесь, в доме №27 по улице имени армянского художника В.А.Суренянца, и жила эта дружная семья.
Родители сделали все, чтобы дети получили высшее образование. Александра окончила Ереванский политехнический институт и стала химиком-технологом. Защитив кандидатскую диссертацию, она работала в институте животноводства и ветеринарии Министерства сельского хозяйства Армении. После окончания школы Артюша поступил на геологический факультет Ереванского госуниверситета. Учебу в вузе он совмещал с полетами в аэроклубе, где получил удостоверение летчика самолета У-2.
Полет в 1937 году советских летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на борту самолета АНТ-25 через Северный полюс в американский город Ванкувер окончательно определил профессию студента Оганджаняна. В 1939 году, не закончив вуза, он поступает в Ейскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации имени Сталина. Окончил ее перед войной. В июне 1940 года Оганджанян вступает в ряды ВКП(б).
Сын сестры Александры, Артур Вараздатович, который родился в год гибели братьев, вспоминает: «На стене арки нашего дома Артюша нарисовал эмблему ВВС СССР с фамилиями летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова и четвертой приписал – Артюшов. Эта надпись оказалась пророческой: он тоже стал летчиком-героем. Она просуществовала до самого сноса дома. Местные жители ее берегли и во время ремонта не закрашивали в память об Артюше».
С началом Великой Отечественной войны Артюша служит в 507-м скоростном бомбардировочном полку, в отдельной разведывательной эскадрилье. Десять самолетов Пе-2 по заданию командования ведут разведку войск противника на Крымском, а затем на Кавказском фронте. В невероятно сложной обстановке эскадрилья теряет шесть лучших экипажей. С Кавказа в семью Оганджанян приходит извещение, что под Керчью погиб младший брат Геворг.
Весной 1942 года 507-й полк переформируется на аэродроме «Добринское» Суздальского района Владимирской области.
28 июня 1942 года началось летнее наступление немецко-фашистских войск под Воронежем. Его поддерживает с воздуха 4-й воздушный флот фашистов. 507-й бомбардировочный полк под командованием майора Василия Ивановича Пинаева перебрасывается на Брянский фронт 6 июля.
На следующий день девять самолетов ведомые штурманом полка капитаном Пётром Михайловичем Будник сбрасывают бомбы в районе станции Латное и села Девица, где обнаружено до 400 танков врага. Советские бомбардировщики были вынуждены выполнять задания без должного истребительного прикрытия. У противника на юге истребительная авиация была сильной и многочисленной.
В числе бомбивших в этот день танковые колоны врага был экипаж младшего лейтенанта Артюши Огаджановича Оганджаняна. В него входил штурман младший лейтенант Матвей Григорьевич Мугерман (в других источниках – Мучерман), который родом был из Одессы. Прикрывал ПЕ-2 с хвоста ленинградец стрелок-радист сержант Иван Алексеевич Михайлов.
На следующий день командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Иван Фёдорович Сергиенко повел девятку «пешек» на уничтожение скопления танков врага у Землянска. С земли по ним била зенитная артиллерия, пытаясь заставить самолеты свернуть с выбранного курса. На подлете к цели наши бомбардировщики атаковали пятнадцать истребителей противника. Фашистам удалось обмануть неопытные малочисленные силы наших истребителей и завязать частью сил с ними бой. Оставшиеся без защиты бомбардировщики упрямо шли на цель. Немцы атаковали наши бомбардировщики с хвоста, снизу, сбоку. В этот день им удалось сбить шесть наших самолетов.
«Пешку», пилотируемую Оганджаняном, над целью подожгли. Пламя быстро охватило раненый самолет. Экипаж принимает решение таранить танковую колонну врага. Летевший рядом командир звена младший лейтенант Николай Семенович Гуляев, впоследствии удостоенный золотой Звезды Героя, слышал по рации последние прощальные возгласы своих друзей и засвидетельствовал, что Пе-2 управлялся вплоть до момента взрыва.
В наградном листе, представляя Артюшу к ордену Ленина, командир полка майор Пинаев отмечал: «Самолёт был охвачен пламенем, но мужественный искренний патриот Родины принял решение лучше умереть героем, чем сдаваться в плен. Товарищ Оганджанян не воспользовался парашютом, не выпрыгнул из горящего самолёта, а перевёл его в пикирование и врезал свой самолёт с бомбами в скопления танков противника. Так погиб гордый сокол нашей Родины, который интересы Родины ставил выше своей жизни».
За этот подвиг Артюша был награжден орденом Красного Знамени, другие члены экипажа наград не получили.
В честь героического сына армянского народа, празднуя 100-летний юбилей образования Военно-воздушных сил, в Воронеже установили памятную доску в микрорайоне Придонской – на улице, названной в честь летчика. В Армении в музее Победы корреспонденту Кнар Тадевосян удалось отыскать курительную трубку и групповое фото с Артюшей.
Часто сейчас повторяют, как мантру, что Советский Союз развалился. Нет, его развалили. Но перечеркнуть общую историю, которая скреплена кровью народов СССР в борьбе за свободу и независимость, не удастся никаким недоброжелателям.
Рубрика: #02 (1122) 28.01.2016 - 03.02.2016, Новости, В центре внимания, Страницы истории