10-1 ВЫШЕ ОБЛОКОВ
Сейчас лето, а на горах снег. На белизне снега только следы военной обуви.
-Что там над облаками? -спрашиваю я командира роты капитана Артура Акопяна.
Он поворачивается, рукой показывает горы и говорит:
-Свобода. Сила. Победа.
Военные в бушлатах. Все такие огромные и улыбающиеся.
-Это моя армия, – говорит командир роты.
Я смотрю более внимательно, чтобы потом описать момент словами. Выше облаков, на фоне идеального белого, двигающие скалы и пара сияющих глаз, полных гордости, любви и решимости.
-28 лет я в горах. Я не устал, я останусь еще. Есть неоконченные дела.
-Как начиналась дорога, растягивающая 28 лет?
-Я думаю, что эта дорога началась раньше, когда мы жили в Гадруте, в селе Мухренез, где я делал игрушечные пистолеты… Мне никто не рассказывал о родине, не ознакомил с нашей историей, не говорил о Геноциде, не наполнял мое сердце местью. Когда мне было 3 года, наша семья переехала в Октемберян, чтобы мать и отец работали на мебельном заводе. Мной занималась моя старшая сестра, а старший брат учил меня неписанным законам мальчиков. А точки опоры не было.
-Кто в этом возрасте имеет точки опоры?
-Мои дочки- Нора и Ангелина. Норе 10 лет, Ангелине-8. Они отличницы, у них есть мечты, планы на будущее. Моя жена не работает. Она занимается воспитанием детей, пытается открыть их предпочтения. Очень важно, чтобы твои внутренние стремления и судьба встретились. Каждый человек должен найти дело своей жизни, это предпосылка счастья, особенно для мужчины. Ты должен найти территорию своей души. Я искал что-то высокое, мощное, возвышенное. Я не знал, что, но искал. … Я учился машинному делу в училище Октемберяна, когда началось Арцахское движения. И я узнал, что Арцах присоединили к Азербайджану против воли его народа.
-Вы родились в Адруте… Вы в училище узнали, что Арцах оторвали от Армении?
-Да, и у меня в сердце что-то задрожало. В это время меня призвали в армию. Я был первыми солдатами национальной армии. Потом меня с 600 солдатами отправили в Грузию для усвоения военного дела. … Шел 1992 год. На границе велись ожесточенные бои. Я вернулся в Армению и в составе Чарбахского полка пошел служить в Лачин.
-В это время в Лачине шла настоящая война…
-Да. Наши посты были на горе Кочак. Я был в роте под названием “Черная пантера”, был солдатом Рустама Гаспаряна. Я только дошел до границы, и мы оказались в осаде….
После срочной службы я остался в армии, продолжил служить в той же роте, под командованием того же командира. Я служил до 2006-ого года, потом нас перевели в другое место, там служил до 2016-ого года.
-Вы сказали, что служили до 2016-ого года.
-Да. Потом я ушел на пенсию. Три месяца спустя началась апрельская война. Я, вместе с сослуживцами, отправился в Талиш. Я понял, что моя война не окончена, что на границе Родины мое место пустое и что в моей душе есть большая пустота.
-Той же логикой будете служить до глубокой старости?
-Я уверен, что наша окончательная и бесповоротная победа ближе, чем моя глубокая старость. Когда на границах будет устоичивий мир, я спушусь с гор.
ГАЯНЕ ПОГОСЯН
Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА
Рубрика: #28 (1348) 15.07.2020 - 21.07.2020, Национальная армия, Новости, В центре внимания