ХРАНИТЕЛИ ЖИЗНИ: МЕДБРАТЬЯ
Члены персоналa полевой больницы с любовью рассказывают о мужестве и самоотверженности медбрата Манука Асатуряна, самого молодого медбрата в полевой больнице.
– 8 сентября 2020 был приказ о моем принятие в медицинский батальон. В 9-го числа я представился на службу. На 23-е сентября мы отметили мое 21-ое день рождение.
Манук рассказывает спокойно, тихо, мирно, как будто случаи, о которых он рассказывает, имеют далекие отношения с ним.
Командир нашего взвода, Арут Ованнисян, думал, что я был новичок, я не готов, он не спешил отправить меня на выходи. 29, когда все медбратья были на выходе, и нам сообщили о новых раненых, я был единственным свободным медбратом. Конечно, в больнице было много работы, но я еще не выходил как медбрат. Арут сомнительно посмотрел на меня. “Можешь ли идти?” Я сказал: “Да, почему нет? Я пойду. Если я пришел сюда, то я сделаю все то, что надо”. Я должен был идти в больницу в Джракане. Мкртчян Нарек уже был там. Мы пошли на автомобиле Сергея. Мы ждали, когда принесут моего раненого. Мы ждали долго. Кто-то из медицинского персонала дал сообщение по рации. Внезапно голос молчал, и вскоре кричал. “Воздух…”. “Что это значит?” – спросил я нашим. “Самолет”. “Это наш?.” “Конечно нет”. “Что мы должны делать…?”. Мой вопрос повесился в воздухе. В то же время два враждебных самолета прошли над нашими головами. “В окопы. Скорее, на право”.
Я, Нарек, наши два водителя, сразу побежали в окопы. Когда ты слышишь взрыв бомбы, ты не можешь изменить ничего и ждешь. Это как “русская рулетка”. В этот день основной целью была воинская часть, которая была очень близка к больнице. Бомбардировка остановилась, мы вышли из укрытия. У нас были раненые. Часть больницы надо было срочно эвакуировать.
Нам пришлось отступить от Ковсакана до Хндзореска. Я вышел в этот день. Мы были между Айгеховитом и Хавслу. Мы ждали раненого несколько часов, но его нет и нет. Был приказ вернуться. Два “пикапа” ехали к нам. С нами был еще неопытный водитель, наш Арман. Водитель не успел тормозить, автомобили столкнулись, наша машина упала в ущелье. Я связался с нашими, объяснил ситуацию. Они отправили машину для ремонта. Они пришли, мы пытались отремонтировать, но ничего не удалось и они ушли. Сильный обстрел начался в направлении холма. Враг подошел близко. Группы диверсионных групп уже были введены в Ишханадзор. Наши люди срочно собирали больницу, чтобы отступить в Ковсакан. Наш водитель Сергей был первым, кто вспомнил о нас в этой смятении. Серго пришел и добрался до нас: “Скорее, враг близко…”.
Я не особо участвовал в делах в операционной. Только дважды я помог травматологу Кемберяну.
Манук вспомнил какой-то случай. Голос исходил из глубины … Я пытаюсь вывести его из угнетающих воспоминаний.
– Можешь вспомнить какой-нибудь случай, у которого был неожиданный хороший конец?
– Да, был такой случай. Я был в Каренавене. На “Уаз”-е привезли раненых. Когда машина приблизилась, я заметил, что персонал необычно спокойный. Открывая дверь машины, я увидел сидящего солдата, другой солдат с тяжелой открытой скептической травмой лежал. Немного дальше лежал ампутированы солдат, он кровоточил. Нужно было первым помочь ему. Я спросил сидящего солдата: “Ты ранен?”. “Нет”, сказал он. “Если нет, возьми из моей сумки воду и помой рану”. “Я не могу, я чувствую себя плохо при виде крови. Я был очень сердит. “А кто ты?” – спросил я. “Я их медбрат”, – солдат сделал неопределенное движение в направлении раненых. Я чувствовал ярость. Это был солдат срочной службы. Он был в шоке, но он смог вывести солдат из поля боя … Это было чудо. Он потерял так много крови, но он разговаривал со мной, когда я помогал другому солдату. Поэтому мы добрались до полевой больницы. Оба выжили …
… Теперь, когда я прихожу в больницу, я не могу не встречаться с Ара Григоричом. Ара Григорич был ответственным за наши технические вопросы, но он был всем для нас.
…Мы думали, что мы не сможем вернуться к нормальной жизни, – сказал Манук со своей яркой улыбкой. – Но Вы видите, мы смогли.
– В случае новой войны, Вы сделаете то же самое снова?
Манук отвечает:
– Независимо от того, я буду в военной службе или нет, не думая на мгновение, я пойду, чтобы быть рядом со своими друзьями. Я думаю, что каждый из нас думает так.
Пусть наше следующее интервью будет только о наших победах. А до этого, слава и честь героям нашей “Белой армии”. Они сделали свою работу как всегда, отлично …
КНАР ТАДЕВОСЯН
Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА и
МАНУКА АСАТУРЯНА
Рубрика: #10 (1381) 17.03.2021 - 23.03.2021, Национальная армия, Новости, В центре внимания