ГОРСТЬ ПЕПЛА, РОДНОЙ ДОМ…
(Отрывки из монографии ГРАНТА ТАМРАЗЯНА “Сиаманто”)
Современники, близко знавшие семью Сиаманто, оставили трогательные воспоминания о матери поэта. «Эта старая, простая женщина, – вспоминает Аршак Чопанян, – была мыслимым примером честной армянской женщины, и особенно армянской матери, которая обладала всеми качествами нашего народа, но без каких-либо недостатков». От нее Сиаманто унаследовал огромное духовное богатство, долго не верила в потерю сына, годами ожидая возвращения любимого Атома.
… Сиаманто жил для людей, видел страдания и верил в вечность своей родины. Родина детей, которые умирают с таким высоким сознанием и получают такие честные заслуги, не может исчезнуть с ветров веков. Эти жизнеспособные, живые, творческие, мечтательные люди также навсегда несут с собой свои заслуги и имя.
Поколения не могут забыть поэта, который своим великолепным талантом веками лепил образ национального страдания, писал о боли народа и его силе.
Когда думаешь о заслугах и удачах поэта, невольно вспоминаешь мудрый рассказ Оскара Уайльда о розе и соловье.
Разве умирающый соловей не похож на Сиаманто … В жестокие холода нашей истории он своим талантом и кровью пел песни страданий и вечной любви, внушая поколениям чувство любви к Родине. Он пел, мечи зла прижались к его груди, он отдал молодую жизнь за свою страну.