Language:

САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО



САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО«Каждое утро Яков Алтунян спешит на свой виноградник в великолепном горном селе Мец Тагер в Гадрутском районе. Он ходит по виноградным лозам своего сада и ухаживает за ним, смотрит и восхищается тем, что он создал. (Отрывок из газеты «Ай зинвор» из 2-ого номера февраля 2020 года).

Яков ветеран Арцахской войны, награжденный медалью «Боевой крест» II степени, борец за свободу. Яков с упорством и самоотверженностью своих дедов заслужил право жить и творить на родной земле. В дни Арцахской освободительной войны, получив тяжелое ранение, он нашел в себе силы продолжать процветать и возрождать свою родину. Его любовь и привязанность к родине генетические, поскольку Гадрут, исторический Дизак, одна из тех армянских селении, которых на протяжении тысячелетий не трогал враг. Ценой крови, драгоценных жизней они сохранили его… Прошло чуть больше года с момента публикации вышеупомянутого материала, год, полный потерь и боли…

 

Я обещала посетить Арцах, село Мец Тагер в Гадруте. Очень хотелось оказаться в Археологическом музее, напротив которого изображено рождение этой земли и воды, истребитель МиГ-17 маршала авиации СССР Арменака Ханперянца. Я хотел посетить места, о которых писала, но никогда не видела! Прогуляйтсья по основанному Яковом винограднику, пить из сада холодную родниковую воду. Увидеть, как живет эта удивительная, никогда не угнетающая семья, быть в доме их бабушек и дедушек, который они отремонтировали собственными силами, сверхчеловеческой волей и усилием, приспособленными к своей необычной, сложной, но полноценной жизни. Мы разговаривали по телефону, но издалека я чувствовал от них огромную теплоту, восхищался их силой воли, стремлением жить, творить и … их безмерным, неиссякаемым как данной Богом силой, которая орошает и направляет их повседневную жизнь …

… Я не поехала в Гадрут… В Абовян приехали они против своей воли…

САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВОЯков Алтунян и его жена Инна встретили меня в парке временного убежища, предоставленном одним из их родственников. Волны жара накатили меня … В то же время горе и невыносимая боль людей, потерявших сотканный любовью очаг.

– Я должна была приехать к вам, но вы пришли.

Инна старается незаметно утереть глаза.

-Ну, мне и в голову не приходило, что мы не вернемся. Мы думали, что через несколько дней все закончится, как Четырехдневная война …

В прошлом году, когда у нас еще были смутные мысли о войне, в своей статье я рассказала о типе и судьбе этих необычных людей. Мне удалось отправить срочника Якова, сына Григора, в армию с пожеланием мира. Я не забыла решимость, доброту, исходившую из глаз Григора, его уникальное благородное отношение со стороны семьи. Они покинули село 12 октября, когда уже доходило известие о том, что Гадрут находится под контролем врага, и скоро они войдут в село …

-Кто бы мог подумать, что турок доберется до нас… Некоторые из нас покинули село через лес. Слава богу, мне удалось проехать мимо врага невредимым. Взрослые, категорически отказавшиеся покидать свои дома, были убиты турками, вторгшимися в село… До этого село обстреливали самолеты, запускали ракеты с различных беспилотников. Мы ничего с собой не взяли – семейные альбомы, свадебное видео дочки, Мариама, документы, компьютерные диски, электроприборы, ничего…», – вспоминает Инна.

-Собрать виноград удалось? Виноградная лоза уже достигла полной зрелости, – говорит Яков, чья величественная, благородная осанка не подпадает под груз тяжелых воспоминаний.

САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО-Нам удалось пожать половину парка. Один из жителей села загрузил в машину виноград и сказал: «Я приду завтра и заберу остальное». Он погиб. Рано утром я точил ножницы. Я хотел поскорее собрать оставшийся виноград. У нас не было времени, должны были уехать. Звуки бомбардировки доносились со всех сторон. Новости о бомбардировке Гадрута и Степанакерта распространились мгновенно…

Все наши могилы в Мец Тагере уже сровнены с землей. Они проложили новую дорогу через нашу деревню. По этой дороге Ильхам демонстративно въезжает в Шуши….

-Сейчас снова говорят о сосуществовании. Возможно ли? -спрашиваю Якова.

-Гадрут тысячелетиями населяли только армяне, но в советское время мы всегда чувствовали «преимущество» принадлежности к Азербайджану. Воды не было. Везли издалека, газа не было, дрова жгли. После 5-10 лет настойчивых приложений привозили трубы на больших машинах. Это оказались старые трубы, взятые из нефтяных скважин. Наконец, настало время, когда у нас была вода, газ, способ… Есть два способа жить с азербайджанцем, когда статусы равны или когда у вас выше.

В первые дни 44-дневной войны у них не было информации о своем сыне-солдате Григоре. До войны служил в танковой части Иваняна. Слесарь самоходной артиллерийской установки. Самые тяжелые бои на нескольких направлениях велись на направлении Джракан и Мартуни.

В конце войны отряд Григора три дня находился на окраине Шуши. Сменив огневые позиции, с 6-9 ноября они находились под Степанакертом. Яков был неспокоен. получал противоречивую информацию.

-Была ночь 9 ноября, хотелось выспаться и отдохнуть. Утром мне нужно было ехать за моей машиной в Горис, но я волновался. Раньше я получал противоречивые новости,- говорит Яков. Это был Григор: “Папа, что происходит?” Я сказал: «Дорогой Григор, кажется все!».

САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВОКак уход Григора в армию совпал с моим первым интервью с Яковом, так и это совпало с его отпуском. Мы с Григором сидим на одной скамейке на площади Свободы. Я пообещала, что не буду задавать слишком много вопросов. «Знаете ли вы, – говорит он, – что номер «Ай зинвор», в котором были материалы о моей семье, был со мной на протяжении всей войны? Когда тоска задыхала, я доставал из рюкзака, посмотривал наши фото … Вскоре я узнал, что наша деревня уже находится в руках врага. Я знал это, но не было времени думать об этом. И это не самое сложное. Верно, мы потеряли землю сегодня, но мы вернем ее завтра, но … мы не вернем золотых мальчиков, которых мы потеряли …

-Как ты себя чувствуешь, когда гуляешь по городу сейчас?,- я пытаюсь перенести Григора в настоящее.

-Когда я смотрю на прохожих, в глазах молодых людей моего возраста, у меня возникает ощущение, что ничего не произошло … Они не понимают, что в нашей жизни нужно многое изменить. Люди не осознают, что на самом деле имеют гораздо большую ценность. Каждое утро, просыпаясь, они видят восход солнца, цвета жизни, дерево, гору, своих близких … Это величайшее счастье и богатство … Я согласен, сейчас плохо. Но мы должны понимать, почему это плохо и что каждый из нас может сделать, чтобы быть хорошим …

Григор и его друг Марат были номинированы на медаль «Мужество». Кстати, отец Марата тоже был участником Арцахской освободительной войны и тоже был награжден Медалью Мужества. -Для нас эти медали имеют одно значение, – говорит Григор. -Нам нужно положить эти медали рядом с медалями наших родителей и сказать: «Это доказательство нашей работы …».

КНАР ТАДЕВОСЯН

Рубрика: #17 (1388) 5.05.2021 - 11.05.2021, Судьбы, Новости, В центре внимания


10/05/2021