Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

СПАСАТЕЛИ  КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ШУШИ



СПАСАТЕЛИ  КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ШУШИВопрос сохранения и популяризации культурных реликвий Арцахского мира сегодня как никогда актуален и важен. После последней войны, когда делается попытка оценить масштабы утраты довоенных памятников культуры в Арцахе, картина кажется более чем удручающей. В то же время, учитывая чаяния наших «соседей» и политику последовательного и непрерывного стремления к присвоению культуры, становится ясно, что судьбы многих важных культурных памятников, которые остаются «по ту сторону нашего дома», туманны и неясны. Особенно актуален вопрос о богатом наследии этого редкого армянского культурного центра в Шуши, перешедшего под контроль Азербайджана, где, как известно, уничтожение памятников армянской культуры или превращение «исторического азербайджанского наследия» в идут полным ходом.

Сегодня я расскажу вам о том, как самый жаркий день войны был эвакуирован и спасен часть старых армянских ковров из Шушинского музея ковров благодаря милосердному отношению и героизму отдельных лиц.

Основатель Музея ковра Вардан Астцатрян и Армен Хачатрян, добровольно вступивший в армию во время прошлой войны, 1 ноября сумели въехать в Шуши в полной темноте, не включая фары, сохранив большую часть важных образцов из музея ковра.  Сегодня 71 из 160 эвакуированных ковров выставлен в Национальном архитектурном музее-институте Александра Таманяна в Ереване.

На выставке я познакомилась с основателем Шушинского музея ковра Варданом Астцатряном. Он рассказал группе иностранных туристов о происхождении ковров, объяснил символическое содержание их орнаментов. Он взял на себя миссию по сбору и документированию этих жемчужин древнего армянского ковроткачества еще до первой Арцахской войны.

«Еще в советские времена, – говорит Вардан, – азербайджанцы и турки ходили по деревням Арцаха, покупая старые ковры или обменивая их на новые». Я предвидел тенденцию к созданию собственной культурной основы на основе наших старых ковров, так как это новообразованная нация. Они должны написать историю о своих «глубоких корнях» в этих областях. Я понял, что некоторые из наших схем ковроткачества будут полностью забыты, поэтому решил заняться этим вопросом.

Вардан говорит, что при выборе узоров руководствовался строгим принципом, согласно которому и происхождение ковров должно быть четко датировано и локализовано. Здесь и вступает в игру музейная ценность этих уникальных экспонатов. Музей ковров в Шуши был основан в 2011 году по инициативе Вардана Астцатряна.

– Какой самый старый образец на выставке?

-Ковер 17 века из села Шош. Надо сказать, что наши ковры имели образовательное и эстетическое значение. Говоря языком современности, они были «средствами массовой информации». Ковры не только решали повседневные проблемы, но и передавали людям высокие моральные и эстетические ценности.

СПАСАТЕЛИ  КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ШУШИГлавные экспонаты – звездные ковры. Они символизируют человеческое желание взирать на небо, на Бога. Некоторые ковры также показывают стадии Творения. Многие экспонаты отражают фольклор, коврики с цветами, коврики для картин и т. д. В целом украшения – это универсальная ценность. Элементы отдельных орнаментов можно встретить в коврах разных народов, в основном они развивались в одном направлении. Но у ковров для армян есть другая особенность. Они очень богаты. Пчела – очень мощный символ. В наших армянских традициях это символизирует образ бабушки, ее центральную роль в семье.

У нас здесь ковры со всех регионов Арцаха. У нас есть экспонаты из села Севкар в Иджеване, привезенные в Армению армянами-иммигрантами из Западной Армении. Происхождение каждого ясно. Если бы я не мог получить полную информацию о каком либо из экземпляров, мы не выставляли в музее. Во время войны мы эвакуировали из Шуши 160 ковров, 30 образцов керамики возрастом 4-5000 лет и 50 картин. Не удалось добыть около 100 ковров, 90 керамических изделий: каменный век, бронзовый век, средневековье. Однако основные ценные ковры нам удалось спасти.

Когда я понял, что ситуация фатальная, я позвонил в мэрию и сказал, что нужна машина. Я просил прислать в поздное время, чтобы остатья незамеченным для дронов. Армена отправили водителем, чему я очень рад. Мы с моим другом  и Арменом были в Шуши и встретили двух солдат, которые также помогли нам вынести ковры. Искали нужные ковры по свету телефона. Благодаря смелости и мастерству нашего водителя Армена нам удалось вынести ковры, потому что без включения света удалось проехать всю дорогу. Я сказал, что не смогу вернуться с ним в тот день. «Уважаемый Армен, вы везете в машине большой культурный слой. Смотри, чтобы они попали в безопасное место». Армен ответил: “Успокойтесь. Не сомневайтесь ни на секунду! Я сделаю это».

39-летний Армен Хачатрян из Степанакерта, женат, имеет 4 детей, двух дочерей и двух сыновей. Самому младшему пять лет, старшему 12. В самый первый день войны, 27 сентября, он обратился в Степанакертский муниципалитет Арцаха с просьбой добровольно участвовать в войне на собственной машине, участвуя в перевозке продуктов питания, боеприпасов, раненых и мертвых. В 2016 году в той же машине, снова добровольцем, он прошел апрельскую войну.

«Меня не вызывали на сборы», – говорит Армен. «Я полагаю, как многодетный отец, они не хотели брать меня. Еще я думал, что если мне не позвонят, я пойду и представлюсь».

С 27 сентября по 1 октября Армен участвовал в снабжении позиций оборонительной полосы в направлении Мартакерта. Затем он продолжил свою службу по всем направлениям: Мартуни, Гадрут, Аскеран …

«Я всегда видел их дроны на дорогах», – вспоминает Армен о военных днях.

СПАСАТЕЛИ  КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ШУШИ– 28-30 октября мы эвакуировали людей из Степанакерта. Оставаться в городе было уже очень опасно. Мы перемещали людей отдельно, их вещи отдельно. Автомобили могли быть нацелены в любой момент. Они не должны быть перегружены опасными частями. В тот день, 1 ноября, я отвез еще одну группу людей в Ереван, на автовокзал Киликии, и вернулся на машине с гуманитарной помощью. Шуши подвергся обстрелу. Мне сказали ехать ночью в Шуши и вынести ковры. В 12:30 ночи Вардан со своим другом въехали в Шуши. За 40 минут мы вынули и погрузили в грузовик все, что успели. Турки уже был в Каринтаке. Я поехал без электричества в село Тег, находившееся примерно в 40 км, которое находилось под их контролем. В ту ночь мне удалось вернуться. На следующий день эта дорога была закрыта. Я приехал в Горис в четыре часа ночи, поспал пару часов и уехал в Ереван. Я поехал на машине, набитой коврами, прямо к мэрии.

Армен вспоминает еще один случай. 7 ноября в селе Айгестан он загрузил свою машину снарядами и вернулся в Шуши. В тот день машину уже обстреливали со всех сторон. Несмотря на это, ему удалось доставить снаряды в Шуши.

– Когда я собирался покинуть город-крепость, я попал под сильный обстрел. Я сразу же вышел из машины и укрылся в подвале здания муниципалитета Шуши. Через пятнадцать минут, когда звук взрывающихся бомб был заглушен, я вернулся в машину, завел двигатель и поехал на полной скорости. Снова бомбили со всех сторон.

При спуске из Шуши, преодолев несколько поворотов, он заметил, что задние стекла машины полностью выбиты. Он приехал из Шуши и сразу начал эвакуацию жителей из Степанакерта.

– Перед этим я снял сиденья с машины, оставив место для перевозки грузов. Я сразу же посадил людей, в первую очередь пожилых людей, на пол машины и в таком состоянии отвез их в Гандзасар. Оттуда мы пересадили их в автобусы и машины, идущие в Армению.

Таким образом, до полуночи он вывозил своих соотечественников из столицы, которая находилась под угрозой вторжения врага.

– Когда я вернулся в Степанакерт, город уже бомбили со всех сторон. Переведя 11 человек, я вернулся в Степанакерт 8 числа. Здесь уже было очень мало людей. в основном от разных организаций. Население было полностью эвакуировано. Опасность была действительно велика. Противник находился на расстоянии около 1,5 км.

-Что привело вас на передовую? – спрашиваю Армена.

– 3 октября я был в Мартакерте, когда мой друг приехал из Эчмиадзина на границу Кашатага и перевез мою семью, жену и детей. Мои отец и мать остались. Они уехали из Степанакерта 14 октября, когда бомбили электросеть, которая находилась примерно в 70 метрах от нашего дома. Мой отец в то время был охранником. Утром, как только загорелся свет, когда он дежурил и возвращался домой, была взорвана электросеть. Я тогда перевозил тело молодого человека из нашего села на кладбище. Мальчик был убит бомбой в 500-600 метрах от нашего дома. Когда я узнал об электросете, я подумал, что мой отец все еще на работе. Внутри здания находились три человека. Двое были ранены, один умер.

В то время они также стреляли ракетами и взорвали магазин стройматериалов совсем рядом с нашим домом. Несколько раз бомбили рынок и больницу …

Я был в больнице во время взрывов. Я пошел забирать новорожденных из родильного отделения в подвал республиканской больницы, где было безопаснее. Пожилой мужчина погиб в результате взрыва бомбы возле соседнего здания. Отправил родителей, я осталася, чтобы быть полезным.

– Какое сейчас настроение в Степанакерте? Что за ситуация?

– Большая неопределенность. Каждый день мы видим, как сносят наши дома в Шуши. По дороге он рассказывает, как снесли купол церкви Газанчецоц. На данный момент неизвестно, что он будет делать после ухода с поста. Каждый раз, выполняя грузоперевозки, на дороге встречаю очередь машин, груженных стройматериалами.

… Они стоят на дороге в Кашатаг. Конечно, русские тоже стоят, но если до войны я ходил по этой дороге в любое время, даже ночью, то теперь ночью ездить уже небезопасно. Все может быть …

– Как бы вы оценили присутствие российских миротворцев? Вы чувствуете себя в безопасности?

-Да! Мы пока чувствуем себя в безопасности. Пока…

Армен очень просто и небрежно говорит о своих заслугах в последних двух войнах, как если бы он говорил о ком-то другом. Вместо этого Вардан Астцатрян не жалеет слов похвалы и восхищения бесстрашного водителя.

– Я недавно нашел Армена, мы разговаривали по телефону. Когда он приехал в Ереван, он увидел эту большую выставку, он был удивлен: «Я все это привез?». Я ему очень благодарен. Он совершил великий героический поступок, достойный уважения и признательности.

КНАР ТАДЕВОСЯН

Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА и из личного архива Вардана Астцатряна

Рубрика: #23 (1394) 16.06.2021 - 22.06.2021, Духовно-Культурная, Новости, В центре внимания


17/06/2021