Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

ПОБЕЖДАЮТ ТЕ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ СДАЮТСЯ…



ПОБЕЖДАЮТ ТЕ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ СДАЮТСЯ…Капитан Юра Манасян пережил бурю 44-дневной войны.

-Любовь к военному делу восходит к раннему детству, – говорит Юра. – Я открыл глаза и увидел форму. Многие из них военные по материнской линии, отец тоже военный, сейчас в запасе, участник Тавушских войн.

Во время 44-дневной войны отец и сын были в авангарде одной из самых горячих точек.

– Мы живем в регионе, где мир постоянно нарушается и выбор профессии защитника Отечества всегда актуален.

После окончания лицея Монте Юра учился в военном университете, затем был направлен на службу в Джракан в качестве командира взвода.

– В день начала войны мы были в воинской части, заменяющие нас батальоны уже стояли на позициях, в боях, через полчаса мы тоже были там, часть позиций была в руках врага, у нас были раненые, пострадавшие …

Удары беспилотников не заставили замолчать артиллерию, интенсивность и плотность огня были неописуемыми. Мы уже смирились под неугасимым огнем, мы смирились с мыслью, что мы не вернемся назад, мы только думали, по крайней мере, умирая, сделать что-то хорошее, полезное для Родины … .

Самоотверженная борьба мальчиков была неописуемой: призывники, отслужившие всего несколько недель, которые еще не успели вдохнуть запах пороха, сражались, как те, кто сражался тысячу лет, и призывники, которые в буквальном смысле до демобилизации оставалось несколько дней. Они представляли тепло отцовского очага и уже планировали уникальные сюрпризы, чтобы войти в дом, они сражались как сумасшедшие и были готовы положить конец этому затяжному конфликту даже ценой своей жизни.

ПОБЕЖДАЮТ ТЕ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ СДАЮТСЯ…Но силы были неравны. Армянские вооруженные силы вели борьбу с противником, пользующимся поддержкой нескольких стран.

-Смерть наших мертвых друзей наполнила наши сердца местью. Мы больше не боялись смерти, мы примирились со смертью, но мы хотели выжить, чтобы отомстить за наших павших друзей, – вспоминает Юра.

… Противник захватил командный пункт батальона, несколько раз пытался переправиться в этом направлении для захвата точки обзора, но вражеский танк мешал. Вместе с капитаном позиции Юра  взял два гранатомета и бесстрашно двинулись вперед, через некоторое время танк уже был поврежден …

Его соратник старший лейтенант Арутюн Сирунян, сражавшийся с Юрой на поле боя в направлении Леле-Тепе, с особым почтением отзывается о его боевой отваге. «Я знаю Юру еще со время учебы в Военном университете имени Саркисяна мы несколько раз участвовали с ним в общеармейских соревнованиях. Юра – хороший друг, хороший военный и хороший командир. В самых сложных, самых опасных местах старался быть впереди, чтобы с головы солдата не упало ни единого волоса … Он вытащил меня из огненного потока раненым.

Это было 30-ое сентября, во время захвата командного пункта батальона, и я был тяжело ранен, поднимая флаг. Я был в очень плохом состоянии, обращался за помощью по связи, потом позвонил Юра и сказал, что приедет. Хотя нас разделяло небольшое расстояние, он не смог приблизиться из-за сильного обстрела и, не успев дотянуться, был ранен, и снаряд разорвался недалеко от него. Мое лицо, руки и ноги, в крови, протянулись мне на помощь, опираясь друг на друга на плечи, мы достигли траншеи. Его подхватила одна из машин, эвакуировавших раненых, а через несколько часов ребята заявили, что машина, на которой везли раненых, взорвала противник, а Юра погиб. Потом меня на вертолете доставили в больницу Микаелян. Мои ощущения были неописуемыми, когда в больничную палату вошел… Юра. «Мое зрение затуманилось в результате травмы, а его лицо до неузнаваемости изменилось. Я подумал, может, это иллюзия, может это мне кажется».

ПОБЕЖДАЮТ ТЕ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ СДАЮТСЯ…Юра улыбается и рассказывает «свою версию» того эпизода. «В больнице медсестра меняла мне повязку, когда ей сказали, что есть раненый и нужно госпитализировать. Имя раненого показалось мне знакомым, я подумал, что это просто совпадение, но, тем не менее, я поинтересовался, откуда, по словам медсестры, привезли раненого, из Джракана. Итак, мы встретились… Я знал, что Арут погиб, он знал, что я…

«Я жив, я жив …» – горько улыбается Юра. «Говорят, твое тело или твоя душа остаётся на войне.» Мой глаз в отчаянии постоянно ищет соратников среди прохожих, одного по походке, другого по улыбке…

 

***

Ровно год прошел с тех жестоких, кровавых дней, раны войны еще не зажили полностью. Осколки в ногах иногда заставляют чувствовать …

В какой-то мере любовь помогла и послевоенному выздоровлению, Юра выздоравливал, когда ему понравилась девушка и он решил создать семью.

– Когда я познакомилaсx с Юрой, я зналa, что он военный, но не зналa, что он ранен. Я всегда с особым уважением относилась к защитникам Родины, а во время войны было с особой теплотой, – говорит жена Юры Ани. Я горжусь тем, что являюсь женой офицера, я знаю, что это будет нелегко, но когда два «я» становятся «мы», все легче преодолевать. Куда бы муж ни пошел служить, даже в самую-самую отдаленную военную часть, я всегда буду рядом с ним…

 

***

Сейчас Юрий продолжает службу. Он старший офицер физической подготовки в одной из воинских частей.

Опытный солдат, обученный сражениям, всегда держит планку службы на высоком уровне, говорит, что никогда не должен останавливаться на достигнутом, каждую минуту нужно делать более целеустремленной и эффективной. Мы обязаны этим нашим погибшим друзьям, и поражение временное … Много лет назад наши деды и отцы, вооруженные дробовиками, могли побеждать, когда это казалось невозможным …

Побеждают те, которые никогда не сдаются…

 

АЛИС АЛАВЕРДЯН

Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА

Рубрика: #47 (1418) 1.12.2021 – 7.12.2021, Национальная армия, В центре внимания


03/12/2021