НАМ НУЖНО ОБЪЕДИНИТЬ СИЛЫ И ДВИЖАТЬСЯ ВПЕРЕД…
Интервью с заместителем командира воинской части по морально-психологическому обеспечению, подполковником Арменом Саргсяном
– Господин подполковник, моральное состояние армии всегда было одной из важнейших составляющих боевой подготовки, а после 44-дневной войны оно стало более важным, ибо ни армия, ни общество не могут избежать послевоенных симптомов чтобы их облегчить, нужна солидная работа.
– Большинство морально-психологических проблем в армии имеют корни в обществе. Армия отражает образ общества, она призвана не освобождать командиров от ответственности, а вырабатывать повестку эффективной совместной работы. Если мы пойдем по пути устранения последствий, мы не добьемся большого результата. Необходимо найти и устранить корень негативных явлений. Что касается послевоенных морально-психологических симптомов, то они распространены в обществе и, естественно, проникают в армию. Неудачный исход, война с большими человеческими и материальными потерями неизбежно порождает чувство незащищенности, порождает недоверие друг к другу и собственным силам. Перспектива неопределенного будущего приводит к депрессии, которая снижает энергию и решительность людей. И самое главное, послевоенное общество становится нетерпимым и агрессивным. Поэтому для смягчения психологических последствий войны в обществе необходим всесторонний анализ ситуации, обоснованный и обоснованный план действий, совместная, согласованная работа по всем направлениям, связанным с проблемой.
– На ваш взгляд, какие приоритеты должны быть у этой программы? Очевидно, речь идет о национальной идеологии.
– Да, речь идет о национальной идеологии, национальной системе ценностей, наших национальных целях и способах их достижения.
Все – семья, школы, культурные, спортивные, другие школы, вузы, литература, кино, музыка, театр, все отрасли искусства, общественные организации… Наши цели и определяют контуры нашего будущего. В то же время мы должны системно бороться с уже имеющимися негативными явлениями. Нам нужны образованные, образованные и знающие солдаты. Необязательно всем солдатам иметь высокие знания по математике или химии, речь идет об общеобразовательном, интеллектуальном уровне, когда молодой человек знает историю своего народа, имеет базовое представление о геополитической ситуации, пусть краткое, но знакомое с мировой культурой, имеет принципы, убеждения, отточенный внутренний мир. Нельзя все это сделать за один день, это должно быть результатом 17-ти лет совместной работы семьи и школы, общества.
– Какие негативные явления вас больше всего беспокоят как командующего, отвечающего за боевой дух армии?
– Например, наркомания и игромания имеют определенную распространенность среди несовершеннолетних. Эти темы относительно закрытые, мы мало о них говорим, но с этими проблемами сталкивается армия. Это дефекты, разрушающие человеческие добродетели, такие как атрибуты общественного долга, ответственности, целеустремленности, трудолюбия. За счет отсталости, контроля, ограничений и различных других рычагов в армии можно предотвратить такие порочные проявления поведения, но их воздействие на внутренний мир человека нельзя устранить сразу, требуется длительный труд. Именно поэтому мы подчеркиваем необходимость системной и совместной работы с разными слоями общества и инстанциями.
Следующее, что нас беспокоит, это агрессия, склонность к насилию, стремление решать проблемы кулаками, отношение к слабым, слабым.
– Армия десятилетиями борется с этим событием…
– Борьба продолжается и сегодня. В первую очередь используется фактор личного примера офицеров. Армия — закрытая структура, там легче задавать нормы поведения. Отношение офицеров к солдатам напрямую влияет на межличностные отношения солдат.
– Есть и такое мнение. Говорят, чем мягче офицеры, тем непослушнее солдаты.
– Я плохо представляю значение слова мягкость в данном контексте. Офицеры должны соблюдать правила устава, быть требовательными и последовательными с солдатами, не игнорировать никаких недостатков и проступков и в то же время быть заботливыми и уважительными. Это сложный, но действенный способ. Солдат должен быть наказан только по правилам кодекса, в то же время он должен чувствовать ответственность командиров за свою судьбу.
– Господин Саргсян, когда ваш солдат спрашивает, почему мы проиграли 44-дневную войну, что вы отвечаете?
– Я говорю, что к возможной войне против Азербайджана мы готовились годами, участие Турции и ее наемников в боевых действиях стало для нас неожиданностью…
При этом мы возлагали большие надежды на героический дух наших солдат и офицеров, забывая, что победа в войнах XXI века обеспечивается не только мужеством солдата, но и военно-технической мощью. Были и организационные недостатки во время войны, особенно при наборе.
– А что делается для того, чтобы наш солдат мог сейчас стоять на границе с уверенностью и мужеством?
– Когда призывник поступает в воинскую часть, мы сначала рассказываем ему славную историю нашей воинской части, последним творцом которой является героический, беспощадный и победоносный бой в 44-дневной войне. Это может прозвучать немного странно, но наша воинская часть выиграла эту войну, и мы прививаем этот победный дух нашему солдату. Мы рассказываем ему много историй из 44-дневной войны и говорим ему, что он является продолжателем этих традиций. Каждый день наши мальчики проходят мимо Мемориала Героев, на котором изображены наши солдаты-львы. Солдаты-победители… Несмотря на все это, мы с максимальной интенсивностью и добросовестно осваиваем нашу военную профессию, чтобы быть готовыми защищать свою Родину. Наш солдат знает, мы напомнили ему, что «поражения» и «победы» не вечны.
Нам нужно объединить наши силы, быть целеустремленными и двигаться вперед.
– Вперед – куда?
– К сильной, защищенной Армении, восстановленной в исторической справедливости, способной реализовать свои национальные мечты.
ГАЯНЕ ПОГОСЯН
Рубрика: #03 (1425) 5.04.2022 - 8.04.2022, Национальная армия, Новости, В центре внимания