ПВО СПОСОБНА НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
Войскам ПВО исполнилось 30 лет. Армия прошла серьезный процесс становления и развития, доказав высокую профессиональную подготовку армянских военнослужащих как в ходе боевых действий, так и в ходе учений. Особенно в 2020 году. После 44 дней войны, как никогда ранее, силы противовоздушной обороны находятся в центре внимания нашего общества. Какие проблемы у военных, каковы приоритеты развития, насколько “закрыт” воздух для противника?
Проблемы прошлого и современные разработки войск ПВО представляет нам начальник войск ПВО ВС РА, начальник управления, полковник Г. Мовсесян.
28 января 1992 года приказом министра обороны РА было создано Управление противовоздушной обороны Министерства обороны РА. 14 сентября 1992 года оно было реорганизовано в Управление Войск ПВО ВС РА, которому предстояло организовать и провести большую, ответственную работу по формированию первых частей, воинских частей, подразделений ПВО, созданию системы ПВО ВС РА. Параллельно с ведением боевых действий, 1992-93 гг. были сформированы первые воинские части и подразделения ПВО ВС РА, ставшие костяком общей системы ПВО.
Первую потерю ВВС Азербайджана понесли в 8 апреля 1992 года. С установки «Шилка» в Республике Арцах поврежден вертолет Ми-8. Первый азербайджанский самолет был уничтожен в 13 июня 1992 года. При попытке бомбить Аскеран штурмовик СУ-25 был сбит комплексом «Стрела-2М». В ходе Арцахской освободительной войны зенитные орудия армянской армии с честью выполнили поставленные перед ними задачи. Подбито около тридцати вертолетов и самолетов ВВС противника.
После войны, параллельно с общеармейским строительством, велись масштабные работы по совершенствованию системы ПВО, повышению боевого потенциала, повышению профессионализма. В целях подготовки младших специалистов ПВО в 1996 г. была создана отдельная учебная дивизия, которая впоследствии превратилась в учебный центр по подготовке специалистов ПВО.
В целях совершенствования системы управления ЗРК построены, оборудованы стационарные пункты управления (управления), внедрены мобильные компоненты. В результате сотрудничества с отечественными военно-промышленными предприятиями были внедрены современные радиолокационные станции, а имеющиеся на вооружении модернизированы и приведены в соответствие с требованиями современной противовоздушной обороны. Создана автоматизированная система передачи и обработки информации. А система наблюдения ЗРК позволяет за счет сложности рельефа значительно улучшить разведывательные возможности комплекса на разных высотах. Регулярно закупаются современные средства ПВО.
За всем этим стоит огромный объем работы, в результате которой боевые подразделения войск ПВО при необходимости эффективно противодействовали средствам противника, пытавшемуся вторгнуться в воздушное пространство Республики Армения и Арцаха. Но в век современного технического развития перед войсками ПВО постоянно стоят новые задачи. Сегодняшнее достижение завтра может устареть. Эта новая задача стояла перед нами на войне 2020 года …
Вспоминать войну больно, у нас есть потери в личном составе, в вооружении и военной технике. Но дело в том, что потенциал войск ПВО использован полностью. За 44 дня было нанесено более 280 ударов с воздуха противника, около 90 процентов из которых нанесены беспилотниками, в том числе ударными беспилотниками «Байрактар». Кроме того, авиация противника частично выполнила свою задачу. По всем законам войны их самолеты должны были проникнуть в нашу оборонительную глубину, выполнить задачу, но точные прицельные удары они наносили только на передовой, избегая входа в нашу гарантированную зону ПВО.
Один такой факт: Степанакерт не бомбили. Система ПВО смогла принять на себя первоначальный воздушный удар противника, восстановиться в ходе боевых действий и в результате перегруппировок, различных тактических операций не позволила противнику добиться полного господства в воздухе. По всей линии фронта выпущена готовая к применению сеть переносных зенитно-ракетных комплексов. В результате непосредственной огневой поддержки неприятельской авиации неприятельской армии почти не было. После первоначальных потерь противник использовал вертолеты для военно-транспортных, медицинских и других целей.
Максимум было сделано в пределах наших возможностей. У нас были болезненные упущения и потери в первые дни войны, это факт, но мы смогли сделать ходы, восстановиться, создать группировку ПВО в численности, которая почти не уступает численности довоенной период.
… Было сделано анализ итогов боевых действий после войны 2020 года и оценка, проведены масштабные работы по восстановлению боеспособности ЗРК, переоценке возможностей, перерасчету боевых возможностей, модернизации вооружения. Намечены приоритеты развития вооруженных сил с соответствующими возможностями.
В первую очередь мы постарались вернуть в строй испорченную и поврежденную технику. Утверждена штатная структура войск ПВО, адаптированная к решению новых боевых задач.
Проанализированы возможности войск ПВО, разработаны программы боевого восстановления, модернизации и развития ПВО. Приобретены современные средства радиолокации.
После оценки текущего состояния системы нам был понятен новый облик военных, с видами вооружения, основными способами ведения боя ПВО с учетом тенденций развития средств воздушного нападения. Наше видение развития следующее. Противовоздушная оборона не должна ограничиваться действиями сил ПВО, она должна рассматриваться как комплексное мероприятие: разведка, поражение противника на земле дальнобойными ракетами, радиоэлектронное давление в воздухе, огневое давление средствами ПВО означает. По одному только компоненту говорить о том, что воздух будет полностью “закрыт”, я думаю, нельзя, даже при наличии самого современного вооружения.
Благодаря новым технологиям создаются средства нападения, практически незаметные в любой системе: малогабаритные, низколетящие, зенитные орудия, сверхзвуковые ракеты и т.д. Применяются новые методы ведения боя, например, во время войны у нас был такой опыт, когда мы поразили воздушную цель, зафиксировали ее средствами наблюдения, но несколько целей были обстреляны с одного и того же места. Против такой тактики выступает так называемая комплексная мера. Если вы уничтожите пункт управления беспилотников, все средства станут бесполезными, они не смогут выполнить задание. Этот урон может нанести артиллерия, стрелковая часть, наши беспилотники.
… Направление нашего развития предопределено. Мы знаем, что делать, какое оружие, какие принципы и методы мы можем использовать для борьбы с врагом. Важно то, что есть человеческий потенциал, количество специалистов, людей, которые могут оценить ситуацию, знают свою роль и что делать в завтрашней структуре. Наши специалисты ПВО одни из лучших в мире. На поле боя мы восстанавливали технику, требующую только заводского вмешательства, это делали наши офицеры. Боевая часть вернулась на строй, выполнила задачу. Иными словами, в профессиональном отношении войска готовы принять, освоить и использовать любую технику, вооружение. Конечно, все специалисты тоже регулярно проходят обучение, структура войск позволяет им иметь войска ПВО, эквивалентные современным боевым действиям.
После войны роль системы ПВО еще более усилилась. Параллельно с модернизацией мы продолжим подготовку к оснащению войск ПВО современным вооружением, способным нейтрализовать различные вызовы и угрозы.
АРСЕН АГЕКЯН
Рубрика: #10 (1432) 18.05.2022 - 24.05.2022, Национальная армия, В центре внимания