Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

РАДИ РОДИНЫ



РАДИ РОДИНЫМартакертский район. Деревня Вагухас. Это древнее армянское сооружение раскинулось на правом берегу реки Тартар, на высоте 800-900 м, отделенное рекой Тартар от соседнего живописного села Атерк. Вагухас известен своими раннехристианскими церквями: монастырем Богоматери (1183 г.), часовней «Старый Вагухас» (8-9 вв.), Красным монастырем (1224 г.), Хатраванк (1204 г.). Он известен своими древними хачкарами (самый древний армянский хачкар с точной датой находится здесь, на кладбище часовни «Эхцу ктор», 866 г.). Всего в селе числится 125 памятников. И, конечно же, Вагухас известен и своими жителями: справедливыми, честными, трудолюбивыми и интеллигентными. В первую Арцахскую войну сформированный здесь отряд самообороны принял участие в боях самообороны Мартакертского, Омарского перевала и Аскерана. Арцах – одно из тех мест, где никогда не жили азербайджанцы. В селе есть свои герои Арцахской освободительной войны.

Один из тех, кто отдал жизнь за Родину, — один из героев моего обзора, старший лейтенант Вазген Михаелян, офицер, посвятивший себя рождению этой земли и воды, погибший в ходе 44-дневной войны, при обороне Матагиса. Он только что окончил Военный университет имени Вазгена Саргсяна и служил офицером по месту службы, когда началась война. Он сумел обеспечить безопасность своих солдат в укрытии в момент опасности, а сам бросился навстречу опасности… Молодому офицеру было всего двадцать два года… Он был посмертно награжден орденом «За мужество» и «Боевая служба».

…У Левона и Марии Михаелян, проживающих в селе Вагухас Мартакертского района, родились четверо сыновей: Давит, Вазген, Армен, Арсен. Отец семейства Левон Михаелян – уроженец Вагухаса. Он работает на медном руднике села. Госпожа Мария родилась и выросла в Гандзаке. В 1992 году, когда армян преследовали, ей пришлось покинуть родной дом как беженку. Она приехала в Армению, затем волею судьбы встретила своего мужа Левона и переехала в Вагухас.

Двое их сыновей, Армен и Вазген — участники 44-дневной войны. Армен и его младший сын Арсен в настоящее время служат в армии обороны. Армен, обладающий поэтическим даром, скоро заканчивает военную службу, и Арсен решил остаться в армии контрактником после службы в армии.

РАДИ РОДИНЫ«У меня четверо сыновей, все четверо для меня бесценны», — говорит отец семейства. И все они одинаково умны, честны и добры. Все четверо моих сыновей пользуются большим уважением в деревне. Конечно, мне не подобает говорить о них, хвалить их, но мы всегда и от всех слышим о них только положительное. Что ж, один из моих сыновей, Вазген, наша большая боль и гордость…

Вазген сказал отцу в девятом классе, что хочет учиться в военном университете имени В. Саркисяна. С самого детства он мечтал стать военным. Его любимой игрой были бои. Он забыл обо всем, он был в своей стихии во время игры, как будто бой был настоящим.

– Что я должен скрывать свой грех? Я не хотел, чтобы он стал солдатом, – говорит отец. «Нет, папа, мое решение окончательное. Я выбрал именно такой путь».

После окончания девятого класса школы он был принят в военный-спортивный лицей имени Кристапора Иваняна, который окончил с отличием, затем учился и окончил военный университет имени В. Саркисяна. Вернулся в Арцах в звании лейтенанта.

– Мой Вазген был артиллеристом. Его солдаты говорят: «Он был нам старшим братом, другом…» Во время службы он заботился о солдатах, как старший брат. Каждый раз, когда он поднимался на посты, он тратил большую часть своей зарплаты на покупки для своих товарищей. Он особенно заботился о мальчиках из Армении. «У мальчиков здесь нет близких родственников».

Во время первой войны наш дом был разбомблен и сожжен. Вазген всегда давал мне надежду. «Мы восстановим его, не думайте об этом». Мое здоровье было совсем не в порядке. Приходя домой с работы, он видел, что я работаю по дому, и сразу менял форму. «Папа, ты иди, расслабься, я сделаю это». Он был очень добросовестным, добрым, физически очень сильным.

РАДИ РОДИНЫ…В нашем селе сейчас, как и до войны, идет строительство. В селе уже есть свой отремонтированный детский сад, школа, мы построили новую детскую площадку и парк. В Вагухасе есть все условия для жизни и работы, и наши люди очень привязаны к своей земле. Уйти раньше времени невозможно. Если на нас они нападут, нам придется защищаться и сражаться. Если нужно, мы умрем. Другого варианта нет. После войны никто не уехал из нашего села. Молодые также остаются в деревне. Это не значит, что выхода нет. Но как я могу покинуть могилы моего сына Вазгена, моего отца и моей матери, уйти отсюда? Это невозможно: И все в нашей деревне думают, как я. Такова ситуация на данный момент, – заключает г-н Левон.

…Аудитория начальной военной готовности школы имени Гриши Мурадяна в селе Вагухас теперь носит имя героически погибшего выпускника училища Вазгена Михаеляна, которого все помнят как доброго, честного, простого и порядочного юношу, целеустремленный и преданный патриот и… военный.

Вспоминает друг Вазгена, командир зенитной батареи старший лейтенант Рудольф Хачанян, который был его близким другом со времен военной академии. В 44-дневной войне Рудольф и Вазген сражались на близких позициях. Один в зенитной части, другой в артиллерийском подразделении.

– Он успел повоевать недолго, но и в это короткое время его артиллерия не молчала. У артиллериста был свой девиз, который он часто повторял: “Только тишина после нас…”. Так оно и было. когда его батарея работала, некоторое время была тишина. Когда мы узнали, насколько успешен был их огонь, у всех нас поднялся боевой дух. Теперь, когда я слышу слова «артиллерия», «артиллерист», перед глазами всегда предстает он, наш Вазген. Было ясно, что Вазген, неизменно преданный своему делу, не пощадит даже своей жизни в экстремальной ситуации. Он был такого типа. Беспилотник попал в склад боеприпасов, начался пожар. Вазген пытался потушить огонь. О его ярком характере говорит и то, что перед тем, как в одиночку выполнить опасное задание, он отводил своих бойцов в тайник, спасая им жизни.

Мои родители рано узнали о смерти Вазгена, но мне не сказали. Я получил травму 8 октября. Я узнал в больнице. В этот момент все внутри меня перевернулось. Прошла неделя с тех пор, как я лечился в медицинском центре Астхик в Ереване. Шок, осколочные ранения. Я убедил всех врачей одного за другим, что чувствую себя очень хорошо, и втайне от семьи уехал в Арцах, чтобы отомстить за нашего Вазгена. Мой экипаж за время моего отсутствия сбил три БПЛА. Мы ударили еще три после того, как я приехал.

Командир батареи, старший лейтенант Тарон Давеян учился в в военном институте имени В. Саркисяна вместе с Вазгеном, в том же отделении того же взвода. После окончания учебы они поступили на службу в различные воинские части Арцаха. О смерти Вазгена он узнал от другого своего друга, Карена Аракеляна.

РАДИ РОДИНЫ– На второй день боя позвонил Карен, он обрадовался, как маленький ребенок, когда услышал мой голос. А потом: “Тарон, Вазген…”. И он не мог продолжать, он выключил телефон. Я перезвонил. — Что случилось с Вазгеном? “Худшее…” Это была война. Точно так же я ожидал, что однажды мне могут позвонить, а я не отвечу… Но когда у меня впервые после боя появился интернет и я открыл фейсбук, я помню это как сегодня, фото Вазгена сразу появился на моей странице и во всех постах моих друзей о нем… Я плакал как ребенок. Это была неописуемая боль. Для меня он был близким братом.

…Вазген был одним из тех уникальных людей, которые привлекали к себе всех. Он был исключительно честным, иногда наивно честный, заботливый, дружелюбный. Вазген погиб в первый же день войны. Лучшими считались те, кто с самого первого дня шли в бой всей душой. Мы все в той или иной степени сделали все возможное, но эта война, к сожалению, забрала лучшее…

Тарон родом из города Мартуни Гегаркуникской области. Он служил в Матагисе, участвовал в оборонительных боях, а затем воевал в направлении Мартуни. В конце он участвовал в боях за Шуши. Сейчас он дежурит в пограничной воинской части.

♦♦♦

Солдатский брат Вазгена, Армен, или как его уже любят и узнают его читатели, Армен Аво, был дома в коротком отпуске, когда у нас состоялся наш разговор.

«Почему именно Армен Аво?» — спрашиваю молодого человека.

– Когда я еще учился в школе, мой учитель литературы всегда говорил, что по стилю письма я похож на Аветика Исаакяна. Так и осталось мое имя Армен Аво.

РАДИ РОДИНЫНаделенный уникальным творческим восприятием мира и жизни, этот юноша успел пройти в своей жизни немало испытаний, ощутить боль утраты: друзей, брата, родины…

“Вазген всегда защищал нас с детства, давал нам советы, – говорит Армен. – Обычно он молчал”. Но иногда у нас возникал жаркий спор. У каждого из нас был свой герой. Мой был Нжде, его Андраник. Мы оба были очень хороши в истории. Он сказал, что Андраник был самым сильным, и привел доводы из эпизодов из жизни последнего, а я говорил, что Нжде был. Иногда мы были так возбуждены, что даже дрались друг с другом. Когда все мои оправдания были исчерпаны, я сказал: «Андраник уехал из Армении, он уехал». Ну, я, конечно, знал, почему он ушел, но сказал это, чтобы он понервничал, — вспоминает Армен. – тут же началась драка.

Армен по военной профессии гранатометчик, хороший стрелок. Он прослужил месяц, когда началась война. Армен был в Мартакерте, Вазген в Матагисе.

– Когда я только пошел в армию, мы каждый день разговаривали по телефону, – всегда говорил он. “Ничего не бойся. вы всегда будете держать себя в тонусе, несмотря ни на что. Я всегда рядом с тобой». Он обещал приехать ко мне 27 сентября. Но они уже были на боевых позициях с 25-го…

Хотя Армен, как призывник, во время войны не был на позициях, но их часть постоянно находилась под обстрелами, беспилотники кружили и обстреливали часть. Много раз рядом разрывались снаряды, и Армен чудом не пострадал.

– Интересно, что я еще в старших классах школы всегда говорил: “Как только я пойду в армию, будет война”. Я чувствовал, что будет война… Я решил, что у меня будет свадьба в Ани…

РАДИ РОДИНЫПо службе Вазген так редко приезжал домой, что видеть его поздно было для меня чем-то вроде привычки, и даже теперь, после войны, у меня ощущение, что он уехал куда-то по делам и вернется. Я жду его…

Мы долго говорили с Арменом о природе, людях, интересных и уникальных культурных сокровищах Вагухаса. Он рассказал мне несколько красивых историй, которые были сотканы в этой местности и которые он слышал от своих дедов. Я мысленно переместилась в Вагухас, раскинувшийся на правом берегу Тартара, в окружении лесов и горных хребтов, я посмотрела на раскинувшийся за рекой небольшой Атерк, мы совершили мысленный экскурс в глубь веков, когда в Вагухасе поселился Мовсес Хоренаци и разрешил спор между жителями соседних деревень из-за общей мельницы.

Я поднялась к двум уютным святилищам-часовням, спрятанным в горах Охтнахбюр, граничащих с Вагухасом, которые были прямыми каналами местных жителей к Богу. Когда была засуха, стены одной из часовен окропляли водой и просили Бога послать дождь на иссохшую землю. Если было наводнение, они зажигали огонь внутри другой часовни, прося Бога слить воду, затопившую поля. И Бог слышал мольбы и молитвы праведного армянского крестьянина и отвечал…

Кнар Тадевосян

Фото: из семейного альбома Михаелянов

Рубрика: #17 (1439) 06.07.2022 - 12.07.2022, Судьбы, Новости, В центре внимания


08/07/2022