НЕТ НИЧЕГО ДОРОЖЕ ОТЕЧЕСТВА
Моя первая встреча с контрактником, капитаном, лейтенантом Артуром Амбарцумяном была в 2014 году. Вернее, это был виртуальный контакт: переписка в Фейсбуке. Солдат Артур Амбарцумян регулярно писал мне письма такого же содержания. «Пожалуйста, помогите мне переехать в Арцах. … Для защиты границы Арцаха. Очень прошу вас, помогите мне попасть в Арцах…»
Честно говоря, я не в первый раз вижу призывника или военнослужащего, проходящего службу в Армении, с просьбой отправить его в Арцах, но никогда не случалось, чтобы я лично брал на себя ответственность за перевод солдата из мирной воинской части в линия фронта. А я послал “смайлик” в ответ на первое письмо Артура. Как будто живой, ты крепкий мальчик, но не иди против судьбы, спокойно служи в своей воинской части.
Следующее письмо Артура было более пылким. «Я задыхаюсь здесь. Вы знаете, как я боролся за то, чтобы пойти в армию, как я мечтал стоять перед позициями азербайджанцев».
Я только спросила, почему он не обратился к своим командирам. «Я обратился, — писал Артур, — говорят, здесь тоже нужны хорошие солдаты». Я снова послал “смайлик” Артуру и решила, что не буду отвечать на его письма. В конце концов, командиры лучше знают, что нужно их солдату. Если Артура не хотят отправить на самое опасное место в Арцахе, то почему я должна обращаться с ходатайством мальчика в вышестоящие инстанции и брать на свою совесть такое бремя? Артур перестал писать мне после нескольких оставшихся без ответа писем.
Через какое-то время я прочитала статью под названием «Меценат и образцовый солдат», в которой рассказывалось, как срочник Артур Амбарцумян вместе с однополчанами помогает инвалидам, раздает рождественские подарки воспитанникам детского сада, а заодно, героически и преданно охраняет границу Родины вверенную ему часть. Я стала искать солдата. И я узнала, что он закончил военную службу, но из армии не ушел, а пошел служить по контракту – он капитан одной из застав на северо-восточной границе. Я, естественно, встретилилась с солдатом. Как будто это скала, оторванная от холмов своего местонахождения. Но мягкая улыбка и ясность глаз придавали лицу детское выражение.
– Я Артур Амбарцумян, – представился мальчик, – когда я был солдатом, я просил вас помочь мне переехать в Арцах, но вы мне не помогли. Сейчас я уже служу в Арцахе. Мне очень нравится работа военных. С самого детства все мои мечты были связаны с армией, я закрывал глаза и представлял себя в командирском мундире со своими войсками.
Потом я вспомнила, что много лет назад Артур писал, что он изо всех сил боролся за то, чтобы его призвали.
– Я был 130 килограммов. Представляете, я годами ждал, чтобы наконец попасть в воинскую часть, вернее на должности, и вдруг мне говорят, что меня не могут призвать. Мне было очень грустно, но не тоскливо. Я начал терять вес. Днями, месяцами я почти ничего не ел, тренировался до изнеможения. Мне удалось сбросить 30 кг до следующего призыва. На этот раз врачи нашли какое-то заболевание и дали мне отсрочку. Я не сдался. Я начал лечиться, параллельно тренировался. Моя третья попытка зачисления оказалась успешной.
– Армия оправдала ваши ожидания?
На лице Артура отразилось удивление.
– Служба стала моим миром, моим домом, моей малой родиной. Все осталось позади, вся моя жизнь как будто покинула меня разом. Остальное — я, граница, должность и боевые товарищи. Для меня нет работы дороже и дороже, чем построить положение. Позиции — это мое. Как человек отремонтирует свой дом, мы с таким усердием принялись за ремонт своего поста. Мы сделали это идеально. В другой день во время охраны границы у меня в голове возникла идея установить новый наблюдательный пункт в заминированном районе.
Я сказал старшему поста: нужна пагришка “Белази”. Он удивился. Объяснил: катим пагришку, если есть мины, то они взорвутся, благополучно входим в район по пути пагришки. Доложили командованию, получили разрешение. …Мы, ребята с позиции, несли на спине 30-килограммовые камни и поднимались на 6-километровый склон, чтобы построить новый наблюдательный пункт и блиндаж. Внизу была тропинка с огромным каньоном. Мы лезли, вытряхивая камни.
Когда я уходил с должности, командир полка пригласил к себе в кабинет лучших солдат года. Я единственный в нашем батальоне имел честь быть лучшим… Потом меня назначили главным.
По мере приближения Нового года я чувствовал, что должен чем-то отпраздновать приход Нового года, чтобы мое счастье было совершенным. И я решил раздать новогодние подарки 270 воспитанникам детского сада Агарака. Купили с друзьями четыре инвалидных коляски и с чистой совестью закрыли год.
Я вернулся из армии с погонами старшего сержанта на плечах, со многими почетными грамотами и благодарственными грамотами, со всеми возможными для солдата наградами. Командиры давали мне отгулы в качестве поощрения за хорошую службу, но я отказывался. На границе я чувствовал себя лучше, чем дома.
– А через какое-то время вы вернулись в армию контрактником.
Артур улыбается, на его лице блаженство несбывшейся мечты.
– Я стану офицером, командиром. Сейчас я осваиваю профессию фармацевта, потом буду ходить на офицерские курсы в Военный университет имени Вазгена Саркисяна… Как только я надел военную форму, я оказался на вершине. Сегодня я главный позиции, завтра у меня будут войска. Потом крупнее…
Следующий наш разговор был после 44-дневной войны. Мне казалось, что Артур будет очень опечален неудачным исходом войны, поэтому я позвонила, чтобы его успокоить.
Но он сказал вместо приветствия.
– Надеюсь, твое горе не по адресу, не бойся, ничего непоправимого не произошло. Я хотел бы, чтобы вы своими глазами увидели, как мы учили азербайджанских солдат и офицеров. Я приехал в Артик, чтобы таскать туф для укрепления позиций. Утром я должен был ехать в Арцах на машине, груженной камнями, а командир позвонил и сказал, что азербайджанцы напали. К тому времени, как я добрался туда, наша позиция была занята. Мы отбили его молниеносным ударом.
Потом пришли азербайджанцы с огромными силами, но они не смогли продвинуться вперед. У них было 120 жертв. Не буду называть количество раненых…
У нас были более трудные дни, но мы выстояли, пошли вперед…
Ранее в этом году я снова позвонила Артуру.
– У меня температура 40 градусов, но я только что узнал, что на наши позиции было совершено нападение, я одеваюсь, чтобы идти на границу.
При 40-градусной температуре как вы до границы доедете?
– Я говорю, что на позиции была атака, – завершил разговор Артур и пошел на позиции.
Недавно сбылась самая большая мечта Артура: он стал офицером, командиром взвода.
– Мы построили много новых позиций. Моя позиция самая высокая. Теперь я командир взвода. В каждом армянине есть лев, готовый умереть за родину. Обязанность командира – разбудить этого льва. Вбить в сердца и умы своих воинов, что нет ничего дороже Родины. В то время ни пяди Родины не останется в чужих руках.
Я верю в лейтенанта Артура Амбарцумяна. Я хочу, чтобы вы тоже поверили.
ГАЯНЕ ПОГОСЯН
Рубрика: #23 (1445) 17.08.2022 - 23.08.2022, Национальная армия, В центре внимания