Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

ВРЕМЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ. КТО АРМЯНСКИЙ СОЛДАТ?



ВРЕМЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ. КТО АРМЯНСКИЙ СОЛДАТ?Были воинственные нации и племена, которые попытались остаться в истории за счёт кровожадных завоеваний и варварских набегов. Не смогли. Бури времён развеяли их в пустынях забвения. Их смелость, голая и беспощадная, не была украшена добродетелью спасения земли, чести, памяти, какой-либо священной ценности. У армянского солдата нет ничего общего с этими историческими разбойниками. Значит, кто же он, армянский солдат?

Были такие благочестивые нации, которые надеялись удочерить вечность, вызывая звучание сладкозвучных арф, а также жалостливыми молитвами милосердия и утешения. Их конец был более трагическим, потому что они, избегая оружия, остались непричастными к его душеспасительному чуду. И к этим армянский солдат не имел никакого отношения. На площадях большого времени остались те, в чьих душах был голос и аромат родных чудес, а в мужественных руках оружие для спасения их от зла.

Да, проклята та нация, которая рождает только фанатичных солдат, и не дай бог быть такими, которые предпочитают донести свой крест до места, сгорбившись под кнутами и унижениями. Обогнув не оставившие памяти могилы истреблённых племён, мы дошли до места, потому что приносили под покровом оружия гохтнские песни и книги с цветочным орнаментом. Выражение “Армянский солдат” – это идея, воскресшая из глубин истории, истина, вера, которые нация  несёт в своих детях. Это не подчиняется общественным и хронологическим волнениям, не видоизменяется под давлением политических атмосфер и подчиняется только одному приказу: зову крови племени. Иначе кто бы послал повестку великой госпоже Мамиконян и Аракелу селянину, и чьим призывам внимали бы сражающиеся под Сардарапатом святые отцы и храбрые ополченцы? Но почему углубляться в глубины истории, когда историческая идея “армянский солдат” с мужественным великолепием воплощается также и сегодня, на наших глазах? Эта новая эпоха началась после февраля 1988-ого года, когда азербайджанские орды в кровавом исступлении поднялись против наших справедливых требований. Огромные мгновения волнения, мы обернулись и увидели, что нет рядом стоящих парней. Зов крови племени они услышали раньше нас и пошли воевать. Но были ли они солдатами?  Если даже да, то мы в кафе и при ежедневном общении этого не чувствовали. Может они и сами не знали. Голоса наших друзей, писателей и художников, врачей и лекторов, мы уже должны были слышать из гущи великих битв и гордиться тем, что они наши друзья. И мы сами должны были тихо-тихо наполняться бунтарским звоном.

Армянский солдат… его уши слышат и глаза видят только опасности, грозящие родине и народу. Не пытайтесь сковать его идейными и политическими цепями, поскольку он сам величайшая историческая идея и носит в себе самую правдивую политику, которую проще назвать пожертвованием. Не спешите его подвиг считать результатом вашего воодушевления, а мгновения вынужденного отступления  тем, что он не руководствовался вашей программой. Это будет святотатством. Ведь все мы, будучи тружениками и поэтами, инженерами и духовными лицами, армянские солдаты. И не трагедия или сожаление, а мощная энергия появляется в то мгновение, когда наступает время пожертвования, и, протягивая руку к оружию, цветовод прощается с хризантемами, писатель – с цельными образами, строитель – с незавершёнными стенами строения. Так должно быть. Мы должны в течение всего времени, данного нам свыше, сохранять чистым от житейских будней тот исток, из которого в нужный момент прозвучит голос крови племени. Мы так должны жить.

ИГНАТ МАМЯН

Рубрика: #02 (1173) 18.01.2017 - 24.01.2017, Армия и общество, Новости


19/01/2017